Офис, заполненный компьютерами и мусорные корзины под столами привычный интерьер для глаз большинства предпринимателей. Но мусор — это собственность, обращение с которой требует платы.
К общественно полезному продукту, прилагаются перегоревшие лампочки всех видов, отработанные картриджи и, конечно, ворох бумаг. Весь этот офисно –бытовой мусор, выбрасывается, вывозится, и так далее. Синонимов в русском языке для подобных действий достаточно. Но в правовом поле законодательных экспериментов главное точность определения термина, от этого зависит сохранность денег предпринимателей.
Просвещения путь содержит множество открытий. Чистоту вверенной нам части суши регулирует специальное законодательство. Во-первых, это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливающий принцип платности за негативное воздействие на окружающую среду, во-вторых, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». К ним примыкает нескончаемая вереница писем, инструкций и рекомендаций, каталогов и ГОСТов, рожденных соответствующими «министерствами и ведомствами», витиеватая, как след жука-древоточца.
Процеживая мысль сквозь фильтр экологического законодательства, понимаешь, что к «офисному» мусору применимы следующие понятия — накопление и размещение отходов. Накопление отходов — это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования, например в мусорных контейнерах. Размещение отходов — это хранение и захоронение отходов, в специально оборудованных местах, например, на полигонах — свалках. Причем такие специально оборудованные места должны учитываться в специальном реестре. Даже в этом приближении понятно, что большинство фирм и предпринимателей, не имеют никакого отношения к размещению мусора. Они или заключают договора со специализированными организациями на вывоз мусора, либо при аренде помещений в офисных центрах, проблемами мусора занимаются сами арендодатели. Возможны еще различные варианты взаимодействия с ТСЖ или управляющими компаниями, но сути понятий они не меняют.
С физической составляющей разобрались, теперь переходим к «экологическим» платежам и отчетности. Вопрос сводится к тому, надо ли что-либо платить за мусор, представлять отчетность, если да, то как, и что будет, если этого не сделать.
На данный момент законом «Об отходах производства и потребления» установлено, что с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации взимается плата за размещение отходов. То есть платным является именно размещение отходов. Поучается, что фирма либо предприниматель, хотя и является «производителем» офисных отходов, но не размещает их и за мусор в корзинах и контейнерах, находящийся там, до вывоза на свалку, платить не должны. И все это благодаря законодательному разделению таких понятий, как «накопление» и «размещение» отходов. Но мусорный бачок не черная дыра и проблемы для фирм и предпринимателей связанные с отходами на этом не кончаются.
Дело в том, что мусор имеет своего собственника. Собственником отходов может быть тот, кому, мусор обязан своим появлением на свет. Собственником может быть и лицо, которое приобрело право собственности на отходы, на основании тех или иных договоров, например мусоровывозящая организация. Но вывоз мусора обычно организуется таким образом, что в договорах, или вообще ничего ни говориться о переходе права собственности на мусор либо, наоборот, прямо говориться о приемке мусора на бессрочное хранение (на свалке).
Эта проблема высвечена в разъяснениях Ростехнадзора таким образом, что если нет договора, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению, то именно обитатель офиса, должен вносить плату за размещение отходов. Есть и аналогичное решение Президиума Высшего арбитражного суда, подтверждающее, что любой договор о вывозе мусора, не означает автоматического аннулирования обязанности вносить платежи.
За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть наложен административный штраф на руководителя организации и индивидуального предпринимателя — в размере от 3000 до 6000 рублей и на организацию — в размере от 50 000 до 100 000 рублей. Что касается ответственности за непредставление расчетов по самим платежам, то в отличие от налоговой отчетности, она не предусмотрена. Однако Ростехнадзор трактует непредставление необходимых расчетов, как сокрытие и искажение экологической информации, что для юридических лиц может вылиться в штрафы от 10 000 до 20 000 тысяч рублей.
Такие рассуждения сводят на нет все предыдущие выводы о безопасности в плане экологических платежей мусорной корзины. Но, экологическое законодательство — это лабиринт, и есть в его закоулках еще один контраргумент. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду базируется на лимите на размещение отходов, утверждаемом для каждой фирмы или ИП территориальными органами Ростехнадзора. А с июня 2009 года лимиты на размещение отходов малым и средним предприятиям не утверждают. Вывод — малые и средние предприятия рассчитывать, а значит, и вносить плату за негативное воздействие не могут. Контуры понятий «малый» и «средний» очерчены ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если фирма к этой категории не относится, то обязана рассчитывать и вносить плату, за исключением случая, когда договор на вывоз мусора предусматривает переход права собственности на отходы к этой организации, а так же обязанность этой организации рассчитать и внести плату за размещение отходов. По крайней мере, именно такой «научный» вывод можно сделать при изучении экологического законодательства. Хотя, еще раз, напомним, что в силу его эклектичности, это не истина в «последней инстанции»
|