Замена нынешнего долгожителя на новый налог — дело будущего, но что мы имеем на сегодняшний день? Закон о налоге на имущество физических лиц — это единственный в таком роде долгожитель, уходящий в «ветхо-налоговые» времена, когда ещё не существовало Налогового кодекса.
Такой консерватизм похвален, если касается сферы личного имущественного налогообложения, так как затрагивает большинство граждан нашей страны, положительно ответивших на вопрос «иметь или не иметь?». Но стабильность за долгие годы отяжелена грузом различных противоречий и неясности основных понятий, что постоянно служит причиной раздоров между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями.
Основной проблемой по сей день является отсутствие чёткой формулировки самого объекта налогообложения, а также переход по шкале ставок в связи с ростом стоимости имущества. Налоговые ставки для самого распространённого вида имущества — жилых помещений — скачкообразно меняются с разбросом от 0,09% до 0,5% по Рязани.
Например, при преодолении 500-тысячного рубежа вступает в действие верхняя ставка, а до этого, начиная с 300 тысяч и 1 рубля, ставка составляет 0,3%. Таким образом, один рубль превышения полумиллионного барьера даёт прибавку налога в тысячу рублей.
Естественно, вопрос определения стоимости имущества — задача актуальная. Но о какой стоимости идет речь? Налог, по меркам законодательства, древний, а в те времена не было развитого института оценки и устойчивого понятия рыночной цены, зато были БТИ, поэтому нам досталось весьма странное понятие — суммарная инвентаризационная стоимость.
Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений. Определяется она органами технической инвентаризации как восстановительная стоимость объекта с учётом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Таким образом, чтобы самостоятельно проверить налогооблагаемую базу, надо каким-либо образом расшифровать цифру, выдаваемую БТИ. Теоретически это возможно, но практически вряд ли осуществимо. По сути, налоговая ставка применяется к «чёрному ящику». По крайней мере, это так выглядит со стороны налогоплательщика. Эта неопределённость была предметом рассмотрения Конституционного суда, в результате которого было вынесено заключение — коль скоро инвентаризационная стоимость гораздо ниже рыночной стоимости имущества, права налогоплательщиков не нарушаются.
Выше мы подчеркнули, что налогооблагаемая база — это сумма инвентаризационных стоимостей. Например, гражданин является собственником двух квартир, расположенных на территории Рязани (в терминах законодательства — находящихся на территории одного муниципального образования). Каждая из них, по данным, БТИ стоит менее 500 тысяч рублей. В то же время, если сложить эти стоимости, то полученный результат превысит половину миллиона. В таком случае ко всем этим объектам надлежит применять верхнюю ставку. Эффект странный, так как, с точки зрения логики, это всё равно что сложить лошадиные силы всех автомобилей, находящихся в собственности, и с полученного сборного спортивного болида заплатить транспортный налог. Тем не менее, это факт.
Подобным образом разрешалась ситуация и для собственников имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких физических лиц. При расчёте инвентаризационной стоимости надлежало брать стоимость всего объекта, находящегося в долевой (совместной) собственности, а не стоимость доли. Например, собственник ? квартиры общей стоимостью 600 тысяч рублей должен был платить налог, исходя из верхней ставки. Справедливости ради нужно сказать, что данный алгоритм расчёта привел к такой волне возмущений, что «задним числом» с прошлого года были внесены законодательные изменения. Результатом изменений послужило появление отдельного объекта налогообложения — «доля в праве общей собственности», которое избавило налогоплательщиков от подобного суммарного эффекта.
Налог на имущество охватывает и коммерческую недвижимость, принадлежащую физическим лицам. В то же время предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие по каким-либо видам деятельности «вменёнку», освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении объектов, используемых в этой предпринимательской деятельности.
Согласно последним, наиболее свежим, разъяснениям по этому поводу, предприниматель должен потрудиться и самостоятельно подать в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме об освобождении от уплаты налога. К этому заявлению надлежит приложить документы, подтверждающие использование названного имущества в видах деятельности, освобождающих от уплаты этого налога. Например, если предприниматель, находящийся на упрощённой системе налогообложения, сдаёт в аренду офис либо магазин, потребуется договор аренды этого магазина.
Что касается сроков подачи такого заявления, то они законодательно не установлены, но целесообразно представить их до момента срока направления уведомлений на уплату.
Со следующего года налог на имущество физических лиц подлежит оплате не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Эта формулировка означает, что крайний срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2011 год придётся только на 1 ноября 2012 года. При этом налоговые уведомления об уплате налога по общим правилам должны быть вручены не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Последние косметические изменения налога на имущество подправили ситуацию в тех случаях, когда налогоплательщик не был своевременно уведомлен об уплате налога. Теперь в самом законе прописано, что налоговая инспекция может направить уведомления об уплате налога лишь за три года, предшествующие году направления такого уведомления. Таким образом, если вы в этом или в следующие годы получите уведомление об уплате налога, который нужно было перечислить более трёх лет тому назад, — такое уведомление можно проигнорировать
|