У ресторанного бизнеса и алкоголя есть своя долгая история взаимоотношений, в этом году получившая новое развитие.
Это не первая волна внимания к общепиту — они регулярно накатывают с тех пор, когда в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» был введён пункт о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции. С лёгкой руки под розничную торговлю был подведён и общепит, хотя, если уж разбираться с терминами и определениями, розничная торговля и услуги общественного питания — это совершенно разные вещи.
Согласно действующему на тот момент ГОСТУ, например, ресторан, это предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия, алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары, с высоким уровнем обслуживания и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений. Услуга общественного питания — это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга. На это прямо указывают и Правила оказания услуг общественного питания, утверждённые Правительством РФ.
В отличие от услуг общепита, исходя из известного по выпискам из госсреестра классификатора ОКВЭД, розничная торговля не включает реализацию пищевых продуктов, а также напитков для потребления на месте.
Наши отношения при заказе, скажем, бутылки вина в ресторане регулируются главой 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», а покупка такой же бутылки в супермаркете — главой 30 «Купля-продажа». Разница между этими понятиями очевидна даже неспециалисту в области гражданского права, по крайней мере, до потребления описываемого нами объекта.
Однако история рассудила по другому, и на практике лицензирующие органы «схлопнули» понятия общепита с розницей, тем самым распространив требования, предъявляемые к розничной торговле, на ресторанную сферу. Корень всех последующих неприятностей для ресторанов и кафе кроется именно в этом.
Первый шаг заключался в том, что сначала с этого вида деятельности выбили всех ИП, отдав возможность оказывать услуги общественного питания, ассортимент которых содержит алкоголь, исключительно юридическим лицам. Затем в ходе победного шествия отмены ККМ для «вменёнщиков» всё тот же ФЗ о регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оставил кафе и рестораны за бортом этого новшества. Таким образом стал последовательно создаваться барьер, усложняющий вход в ресторанный бизнес, который без ассортимента алкогольной продукции вряд ли будет жизнеспособным.
«Напротив того, действительными средствами оказываются строгий надзор над розничною продажею спиртных напитков, который стали вводить в последнее время, далее, уменьшение числа патентов на питейную торговлю и разрешений на устройство питейных домов, определяемая законом ответственность кабатчика за все последствия опьянения, которому он был пособником, и безусловное применение карательных мер ко всем нарушениям общественного порядка, производимым в пьяном виде» — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Как очевидно из этого исторического экскурса, существует неизменная константа, над которой не властны даже века. Если кто не знает, в конце 2009 года была одобрена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
Согласно цифрам, приведённым в этом документе, потребление спиртосодержащей продукции (считая и ту, которую вообще пить нельзя) к 2008 году достигло 18 литров абсолютного алкоголя, т.е. безводного спирта на душу населения (полагаю, включая и младенцев). Именно в этой концепции заложена идея ужесточения требований к розничной продаже алкогольной продукции (в том числе слабоалкогольной), которая последовательно проводится в последнее время.
Новшества образца 2012 года заключаются в том, что теперь организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции на территории Рязанской области, должны иметь минимальный размер оплаченного уставного в размере не менее 400 тысяч рублей. Эти требования должны быть выполнены в срок до 1 июля 2012 года. И, кстати, на уровне этого требования общепит отделён от розницы, так как минимальное ограничение размера уставного капитала не распространяется на организации общественного питания.
Ещё один шаг, «вырастающий» из Концепции, связан с введением единой информационной системы, охватывающей производителей и продавцов алкоголя. Эта система под кодовым названием ЕГАИС должна вовлечь под сень электронной отчётности и розницу, и общепит. Электронное ежеквартальное декларирование — это, конечно, дополнительные затраты не только на покупку программного обеспечения и «ключей», но и на оплату времени по заполнению этих деклараций. Этакая новая доходно-расходная бизнес-среда, призванная отследить судьбу каждой бутылки.
Конечно, вопрос ужесточения условий продажи алкоголя, под который попал и общепит, дискуссионный. С одной стороны, чем затратнее поддерживать ресторанный бизнес, тем меньше игроков на этом рынке и соответственно меньше точек потребления алкоголя. Это в теории, но с другой стороны, общепит — это традиционно малый бизнес, и именно качество и количество ресторанов и кафе во многом определяют облик любого города, бытовой комфорт его обитателей. В конце концов, уровень алкоголизма стал стремительно нарастать с 70-х годов, когда этих самых ресторанов было наперечёт.
Что касается самих требований по электронному декларированию, то очень показательно, что даже на этом уровне нет трезвой ясности. На момент написания этой статьи (к моменту её выхода, возможно, что-то и прояснится) на сайте Минэкономразвития значится: «Приём деклараций за первый квартал 2012 года будет осуществляться в июне 2012 года. Информационное сообщение о дате начала приёма деклараций будет размещено на официальном сайте Росалкогольрегулирования и министерства дополнительно…» И опять земля полниться слухами при полном отсутствии законодательной определённости.
Это, конечно, искусственный стресс, а стрессы у нас лечатся в том числе и тем, против чего, собственно, и направлена вышеописанная инициатива. Такая вот культурно–экономическая парадигма наших дней.
Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
|