«Престижное потребление» — именно такой официальный термин употребляется в основных направлениях налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Народный архетип обладателя объектов роскоши и посетителя кружка «занудного чтения» — два полюса жизни. Но за пафосной формулировкой «владельца заводов, газет, пароходов» скрыт новый курс налогообложения, где роль их основного участника отведена именно тому самому владельцу.
Раз мы живём в обществе потребления, то нет ничего противоестественного в том, чтобы заняться налогами на потребление. В этом усматривается определённый маневр, который заключается в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и повышении её на потребление, включая дорогую недвижимость.
Так как, что уж тут поделать, эти самые предметы роскоши для многих наших сограждан представляются не просто вожделенными, а даже смыслом жизни, очищенным от каких либо исканий мечущегося разума, то руки сами тянутся к калькулятору или, при его отсутствии, в памяти просыпаются навыки устного счёта.
И это совсем не случайно. Дело в том, что Минфин РФ предлагает с 2013 года взимать минимальную ставку (без возможности её снижения законами субъектов Российской Федерации) транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 рублей с 1 л.с., причём с возможностью увеличения этой ставки субъектами РФ.
Получается, если вы в 2013 году заглядитесь на красивый автомобиль с табличками и прочими вторичными признаками, раскрывающими для непосвящённых скрытую мощь этого транспортного средства сил так в пятьсот, знайте, что в месяц налоговое содержание такого автомобиля обходится владельцу в 12,5 тысяч рублей. В настоящее время эта сумма составляет почти два прожиточных минимума для трудоспособного населения Рязанской области.
Что касается возраста транспортных средств, то в ответ всем оппонентам, указывающим на подержанные автомобили с пламенными сердцами, предлагаются повышенные налоговые ставки применять в отношении транспортных средств, произведённых после 2000 года.
Любителей экстрима и скорости, увековеченных в гоголевской фразе «да какой же русский не любит быстрой езды!» ждёт пятикратное увеличение средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130 — 150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.).
На этом фоне в интернете прокатились слухи о «смерти» байкеров. Но если за точку отсчёта принять действующие ставки транспортного налога в Рязанской области, то, к примеру, 130-сильный мотоцикл будет стоить девять тысяч рублей в год, что всё же не так смертельно.
Другое дело — гидроциклы: это пляжное чудо техники и сейчас не в чести. Даже на сегодняшний день для всех таких устройств мощностью свыше 100 л.с. налог составляет 204 рубля за лошадиную силу, а если применить пятикратное увеличение, то 150 сил выйдут в 153 тысячи в год. Или это развлечение, что называется, совсем не для нашего налогового климата, или всё же «налоговый маневр» будет не столь резким.
Кроме того, подчеркнём, что регионы не смогут снижать эти ставки, а вот увеличивать смогут. Так что у законотворцев есть все способы установить налоговую тишину на рязанских водоёмах.
Вообще такое внимание к лошадиным силам вызвано тем, что они на виду и благодаря государственной регистрации легко поддаются контролю, в отличие, например, от предметов искусства, антиквариата и т.д.
Вторым шагом, непосредственно связанным с престижным потреблением, является предложенный Минфином ввод налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц).
По новой схеме предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в размере от 0,05% до 0,3%. При этом максимальная ставка снижению не подлежит и срабатывает для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн рублей. Именно этот порог и является монетизацией земной роскоши. Таким образом, цена вопроса оплаты такой недвижимости начинается от 900 тысяч налога в год.
В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации налога на недвижимое имущество, оценка всех объектов капитального строительства в Российской Федерации должна быть завершена Минэкономразвития России в 2012 году.
С другой стороны, путь ввода налога на недвижимость тернист. Недвижимость — это не табун лошадей в кибитке знатного горожанина. Оценка недвижимости полна несправедливости. Даже, исходя из принципа «трёх М» — место, место и место, — скажем, в центре может быть «ужасная» квартира, а на окраине очень хорошая и «дорогая».
Или кто ещё и как будет оценивать особняки, определяя принципы и критерии дороговизны, какие независимые оценщики?
Престижное, или демонстративное, потребление, как его определяют социологи, в своей основе содержит расточительство с преимущественной целью продемонстрировать собственный социальный статус и в этом смысле является антиобщественным.
Поэтому есть такое мнение, что если налоги на роскошь приведут к отказу от подобных покупок, это хорошо, а если нет — тоже ничего страшного: если налоги собираются с предметов, приобретённых по изложенным мотивациям, то никому от этого хуже не будет. Однако, как говорится, когда вещь приобретается из-за её стоимости, к дешевизне не стремятся
Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
|