Должность главного бухгалтера всегда была окружена ореолом значимости, во многом подтвержденной особым статусом его подписи, который с этого года уходит в прошлое
Самобытные, национальные черты присущи любому народу и касаются, практически всех сфер деятельности и бухучет здесь не исключение. Многие учетные принципы сформировались еще до реформ Петра I и в том или ином виде, как тени предков, сопровождают нас и по сей день.
Один из таких принципов — обрядолюбие — заключается в том, что внешний вид документов, их взаимосвязь, порядок и последовательность заполнения являются неотъемлемой частью учета, т.е. порядок важнее содержания. А для документа, подпись, как красный угол в избе.
В «старом» законе о бухгалтерском учете образца 1996 года, руководителю предприятия было дано право учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера, передать ведение учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту и, наконец, вести бухгалтерский учет лично.
Не смотря на равноправие всех вариантов, в том числе и в пользу аутсорсинга, т.е. передаче учета «в руки» бухгалтерской фирме, нет, нет, да и вставал вопрос об особом статусе должности «главного бухгалтера».
В первую очередь это было вызвано тем, что сам закон содержал отдельную статью, которая, так и называлась — «Главный бухгалтер».
В свою очередь, эта статья содержала норму, звучащую следующим образом «без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению».
По сути, эта норма была противоречивой, так как в соответствии с Гражданским Кодексом РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Главный бухгалтер не является органом юридического лица, следовательно, отсутствие подписи главного бухгалтера на документах, составленных юридическим лицом, не, является основанием для признания таких документов недействительными. Тем не менее, что бы обезопасить себя от ненужных размышлений, судебных разбирательств, и не попасть в зависимость от статуса такого должностного лица, как «главный бухгалтер», многие фирмы, даже если они и не выбрали аутсорсинг, не вводили такую должность.
Но, сила ветра перемен ощутима и в этой консервативной области и связана она во многом с отходом от изначального понятия главного бухгалтера и необходимости подписи им документов. Ведь новый закон о бухгалтерском учете, вступивший в силу с этого года такое недоразумение убрал.
Теперь достигнуто полное формальное и фактическое равноправие в полномочиях между главным бухгалтером иным должностным лицом, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета либо физическим или юридическим лицом, с которым заключен договор об оказании бухгалтерских услуг.
Исключение из правил — кредитные организации, но это особый мир, в котором главенствует Центральный банк.
Что касается подписи первичных документов, то они должны быть подписаны лицами, совершившими такую сделку (хозяйственную операцию) и ответственными за правильность ее оформления.
Это вполне естественно и соотносится с реальной сутью вещей и дает автономию каждому предпринимателю организовывать свой документооборот из своих же собственных потребностей, а не внешних формальных требований.
Таким образом, с этого года окончательно ушел в прошлое особенный правовой статус такой должности, как «главный бухгалтер» и связанной с ним вереницы требований к подписям документов.
Кстати сказать, налоговое законодательство в этом плане оказалось более дальновидным и прогрессивным, уже давно введя в отчетность понятие уполномоченного представителя, а не наименование того или иного должностного лица, как было с главным бухгалтером. Кроме того, такой реквизит, как «главный бухгалтер» был убран из святая святых налоговых правоотношении — форм счетов-фактур.
С этого года под обязательность бухгалтерского учета подпадают все организации, вне зависимости от применяемых систем налогообложения.
Для малых предприятий предусмотрена возможность упрощенной бухгалтерской отчетности. К стати, напомним, что основными критериями, по которым можно отнести «себя» к малым предприятиям, является численность до 100 человек и размер годовой выручки не превышающий 400 млн. рублей.
В конце апреля нынешнего года Минфин России распространил информацию о формах такой упрощенной отчетности, и теперь в этих формах отсутствует поле для подписи главного бухгалтера, что полностью соотноситься с новым законодательством.
Таким образом, руководитель остается один на один с отчетностью своей фирмы. Ведь согласно и «старому» закону о бухгалтерском учете и новой его реинкарнации, образца 2013 года, одно остается неизменным, это полная ответственность руководителя предприятия за организацию бухгалтерского учета.
Получается, что руководитель ответственен за постановку работы того, чего он в принципе может и не знать и что со стороны выглядит «черным ящиком». Отчасти руководитель выступает заложником компетенции и добросовестности исполнителя, полагаясь на то, что исполнитель будет действовать, как минимум так, как действовал бы он сам, обладая соответствующими знаниями, умениями и возможностями. С точки зрения функционала и бухгалтерский и налоговый учет это услуга имеющая результат и потребителя этого результата. Неважно, в какую юридическую форму одето оказание такой услуги — трудовых отношений или гражданско-правовых, при оказании бухгалтерских услуг специализированной фирмой. Поэтому надо применять общие методы, такие же, как и при выборе других особенно значимых для нас услуг, полагаясь на ряд общеизвестных и логичных критериев, репутации, имиджа, масштаба и т.д. Эти критерии применимы и в такой области как бухучет и налоги, так что не в коем случае не надо быть в плену «суеверий» или стереотипов, а нужно относиться ко всему позитивно и практично
Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
|