Бухгалтерская контора «Профит»: ведение бухгалтерского учета
4912 70-10-70

Развитой консерватизм

26 декабря ’12 РаспечататьРассылка анонсов

Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» — известные строки Фёдора Ивановича Тютчева, перекочевав в разряд крылатых выражений, обрели свой вечный смысл, заключающийся в том, что дескать жить в эпоху перемен непросто, зато возможностей реализоваться хоть отбавляй.

Совсем другое дело — эпоха развитого консерватизма, требующая, чтобы таблички на дверях были медными, а бланки договоров можно было печатать в типографии на много лет вперёд. Чтобы среднесрочная и долгосрочная перспективы были подёрнуты дымкой мудрости над штилем конструктивной критики. Чтобы бедные тихонько богатели, богатые тихонько беднели, а в качестве новогоднего подарка можно было бы заказать подарочное издание Налогового Кодекса, тускло поблескивающее золотым тиснением.

Чем контрастней  перепады изменений, тем ярче высвечиваются контуры былого, тем легче подводить новогодние итоги.

2012-й на этот счёт вышел на удивление бледненьким на фоне только-только отсверкавших зарниц пенсионной реформы. Тогда было в кого метать молнии, а сейчас образ условного противника померк, а общий процесс упорядочился и стал напоминать велосипед с квадратными колесами, со ржавым скрипом переваливающийся по кочкам. Да, неудобно, дорого, неэффективно, да и проверки со стороны внебюджетных фондов пошли такие, каких в дореформенную эпоху и знать не знали. Но как-то уже привычно.

А ведь изменения есть. Только не общедоступные, а… ну, в общем, как ответил один врач на вопрос своего пациента о диагнозе: «Да чтоб понять, что здесь написано, в институте шесть лет учатся». Такие изменения на флаг не поднимешь, настолько они специфичны.

Вот к примеру: жил да был лимит остатка кассы. Его надо было утверждать, согласовывать с банком, а потом и соблюдать, хотя по большому счёту серьезных проблем привязка к разрешённому остатку по кассе не создавала. Это как ворота, стоящие посредине поля: хочешь — пройди через них, не хочешь — обойди. К тому же кассовая дисциплина — продукт скоропортящийся, ведь срок данности привлечения к административной ответственности за её нарушение составляет всего два месяца.

С 2012 года введено новое Положение о порядке ведения кассовых операций, в соответствии с которым лимит остатка кассы устанавливается самостоятельно, т.е. внутренним распорядительным документом. Сам же остаток рассчитывается по специальной формуле. Банки полностью устранены от контроля за соблюдением лимита, а право проверок передано в налоговые органы, хотя особого смысла в этих проверках как не было, так и нет.

Или ещё одно изменение: Центральный Банк России все последние годы был тревожим мучительными позывами распространить обязанность по соблюдению кассовой дисциплины на предпринимателей, пока, наконец, не появился на свет продукт этих умственных потуг в виде обязанностей ИП с 2012 года вести кассу, т.е. соблюдать тот самый лимит и сопровождать свою деятельность выпиской «приходников» и «расходников».

Если доводить рассуждения до логического апофеоза, цепочка получению своих кровных дензнаков для ИП получается такой: выручку получил — заполнил приходный кассовый ордер; сдал выручку на расчётный счёт — выписал расходный кассовый ордер; снял деньги с расчётного счёта — выписал приходный кассовый ордер, а затем и расходный с формулировкой «на личные нужды». И только тогда можно действовать, руководствуясь консенсусом между личными возможностями и желаниями. Естественно, что вся эта благодать в голом остатке процежена через фильтр банковских комиссий.

Зато наконец-то пал бастион унификации первичных бухгалтерских документов. Из поколения в поколение бухгалтерская мудрость гласила, что только та частица мира выужена из хаоса небытия, которой придал силу документ, содержащейся в альбоме унифицированных форм. Что же теперь?

С 2013 года начинает действовать новый Закон о бухгалтерском учёте. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом, но их формы руководитель утверждает самостоятельно, хотя и с соблюдением набора обязательных реквизитов. Сам перечень реквизитов особо не изменился и обусловлен тем, что из новоявленного документа должно быть понятно — «кто, что, зачем, кому? и по какой стоимости». Графическое расположение, а также сложность узора из многочисленных ячеек принципиального значения не имеет.

Но, вопреки ожиданиям некоторых, такая широта возможностей к вавилонскому столпотворению, скорее всего, не приведёт. В части применения известной бухгалтерской программы все мы практически братья-близнецы, так что общность интересов и конвертации данных не пострадает. Вряд ли какое-нибудь отдельно взятое предприятие бросит все силы на разработку оригинальной формы по своё уникальное содержание. Просто устаревшие и неудобные формы будут облегчены на злобу сегодняшнего дня.

Этот новый Закон о бухгалтерском учёте, если быть точным, был принят ещё в ноябре 2011 года, но в своём действии как бы перепрыгивает уходящий год и вступает в полную силу только в следующем. Нынешний 2012-й —  своего рода барьер, отделяющий бухгалтерское прошлое от будущего, гармонизирующего нас с мировым сообществом: ведь вплоть до 2015 года намечен план развития бухгалтерского учёта на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Новый закон, конечно, гармонизирует, но для большинства «упрощенцев» ощутимое практическое  новшество заключается в том, с 1 января 2013 года вести бухгалтерский учет будут обязаны все юридические лица, несмотря на их налоговые предпочтения.

Что ж получается, ООО на УСН все эти годы прозябали во мраке невежества? Как же они обходились без бухгалтерского учёта, который им теперь вменяют? Как-никак, ещё в 1994 году цивилизованный мир справил 500-летие выхода «Трактата о счетах и записях» Луки Пачоли, а сейчас в двери стучится уже 2013-й…

Дело в том, что бухгалтерский учёт — это практический инструмент управления и в той или иной степени присутствует на каждом предприятии, вне зависимости от наличия или отсутствия обязанности отчитываться перед кем-либо за свое финансовое положение. Напротив, бухгалтерская отчётность всегда рассматривалась малым бизнесом как инструмент внешнего контроля над делами фирмы со стороны налоговых органов. Именно приоритет фискальных интересов привёл к тому, что бухгалтерскую отчётность для тех, кто на УСН, заменили книгой учёта доходов и расходов и специальным методом расчёта налога. А лишнюю с точки зрения налоговых органов деталь (бухучёт) из мотора выкинули — машина и без неё поедет.

Надо понимать, что даже те возможности, которые давал старый закон, позволяли подготовить развёрнутую отчётность, дающую полное и подробное описание финансового положения предприятия, только 99 и 9 в периоде процентов предприятий никогда такой возможностью не злоупотребляли и вряд ли этим займутся. Поэтому новая обязанность по представлению бухгалтерской отчётности в исконном смысле обеспечения реализации «конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске» может ужаться до привычного ритуала заполнения ненужных бумаг.

Дело здесь не в инструментах, а в потребностях самого бизнеса в обмене информацией, а также в источниках инвестиций, ведь, говорят, в одной далёкой заокеанской стране отчётность делают для инвесторов.

Теперь о делах наших спецрежимно-налоговых. Помнится, «вменёнку» трясло как осиновый лист, но ничего, выстояла, правда отправлена в свободное конкурентное плавание — стала добровольной. Точки отсчёта начала и завершения её применения будут засекаться по заявлениям налогоплательщика. Может сдаться, что флюктуировать с «вменёнки» и обратно, можно будет несколько раз в год по типу «понравилось/не понравилось».

На этом фоне запущена в действия новая патентная система налогообложения, и в Рязанской области принят по этому поводу соответствующий закон. Так что время на раздумья до Нового года у нас есть, и несогласный с ЕНВД объект налогообложения может взять и перейти, скажем, на патентную УСН (если позволяет вид деятельности), либо на обычную упрощёнку, выбрав систему не по принуждению, а велению души и калькулятора.

Что касается самой патентной УСН, стоит присмотреться к новой возможности для тех, кто сдаёт собственную недвижимость в аренду.

По рязанским меркам, сдача офиса в 100 кв.м в обойдётся в 18 тысяч рублей годового налога, и это при том, что применение патентной системы освободит от уплаты налога на имущества по сдаваемому объекту.  Далее по нарастающей, и на последнем рубеже (свыше 3000 кв.м) сумма годового налога «замирает» на отметке в 600 тысяч рублей. Другие масштабы, другие цифры. В общем, для  владельцев недвижимости есть повод внимательно изучить вилку разброса налога в зависимости от метража, а также не пропустить срок подачи заявления — не позднее 20 декабря 2012 года.

И «на посошок» — алкогольная тема, ведь скоро Новый год, а в уходящем ввели-таки электронное декларирование для всех розничных продавцов, баров, кафе и ресторанов, торгующих алкоголем.  Было конечно трудно сообразить, «кому и зачем это нужно». Стоило детям в сентябре пойти в школу, как система отчётности заработала на полную катушку, и декалитры помчались прямиком в мировое информационное пространство.

Так что теперь не составит труда подсчитать, сколько этих самых декалитров будет выпито в новогодние праздники. Помните об этом, дорогие товарищи, когда будете вносить свой посильный вклад, — нам же потом отчитываться! 

Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:

Ведение
бухгалтерского учета
Дополнительные
бухгалтерские услуги
Консультационная
поддержка бухгалтерских
служб
Налоговое
представительство
Социальные
программы
© 2006—2014 СБК «Профит»
Создание сайта