Внешняя сторона любого бизнеса — документы. Новый закон о бухгалтерском учёте, вступивший в силу с этого года, кажется, замахнулся на святое святых, а именно на унифицированные формы документов, которые стали теперь необязательными. Но так ли это?
Примат документов воспет в фольклоре и сопровождает человека с рождения и до… Без документа человек — не человек, а так, побочный продукт жизнедеятельности. Ещё до войны, 1812 года к должностному лицу — столоначальнику, «повелителю документов» — надлежало официально обращаться не иначе как «Ваше Высокоблагородие». Эта традиция была продолжена и под красными знамёнами и под триколором, конечно без титулов, но со всей почтительностью к тому, что, как известно, не вырубить топором.
Ну а что же бизнес? Бизнес без бумаг никуда. К примеру, сколько судебных решений было основано на том, что расходами признаются документально подтверждённые затраты, осуществлённые налогоплательщиком? Под документально подтверждёнными затратами понимаются расходы, оформленные документами в соответствии с законодательством Российской Федерации, читай, по действующим унифицированным формам.
Что теперь — давайте разберёмся, но начнём с вопроса «зачем».
Как-никак, мы вливаемся в мировое пространство финансовой отчётности, а согласно трезвой мысли адептов международного учета, форма не должна сдерживать содержание. У нас же в старом законе о бухгалтерском учёте (позор перед международным сообществом!) было прямо записано, что первичный учётный документ является основой бухгалтерского учёта — какой уж тут приоритет содержания перед формой…
Достоверная финансовая отчётность требует отражения фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования — унифицированные формы достоверности не попутчики. Это — концептуальная основа происходящих изменений, ну а теперь к практике, что же вышло из этих добрых намерений.
Итак, гармонизация гармонизацией, но не все унифицированные формы канули в бухгалтерскую лету. Основная часть кассовых и банковских документов осталась в неприкосновенности — у них свой «начальник» в лице Центробанка. Согласно действующему Порядку ведения кассовых операций, по-прежнему необходимо пользоваться унифицированными документами, такими как приходные и расходные кассовые ордера (формы N N КО-1 и КО-2), кассовая книга (форма N КО-4), расчётно-платёжная ведомость (форма N Т-49), платёжная ведомость (форма N Т-53).
Также сохранены жёсткие требования к документам для безналичных расчётов, платёжных поручений, аккредитивов, инкассовых поручений и т.д.
Что касается прежних унифицированных форм по учёту труда и его оплаты, начинающихся с буквы «Т» (несложно догадаться, что речь идёт именно о труде), то их веер, разработан Госкомстатом в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации, и формально к бухгалтерскому законодательству такие документы не относятся. Получается, что опять же все эти табели, служебные задания и записки-расчёты оставляем без изменений.
Теперь что касается грузоперевозок. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Правительством РФ утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом и разработана форма транспортной накладной. Значит, и эта форма находится вне юрисдикции Закона о бухгалтерском учёте и как была, так и остаётся обязательной к применению в аутентичном виде согласно воле своего создателя.
Счета-фактуры вообще не относятся к первичным бухгалтерским документам: по праву своего рождения это любимое дитя Налогового Кодекса, и править их по своему хотению не разрешено.
Да где же та свобода, которая остаётся нам — куда не кинешь взгляд, везде заборы смежных законов, которые чтят своё железобетонное право на существование. Собственно, какова цена этого хвалёного приоритета содержания над формой?
Если поскрести по сусекам, то можно, к примеру, разработать свою форму авансового отчёта, вытряхнув из неё всякие наслоения времён птеродактилей по типу кодов по ОКПО и ОКУД. Можно переделать инвентарные карточки, поупражняться со всякими формами движения материалов внутри предприятия и т.д.
Ну и конечно форма товарной накладной, которой бухучёту «не жалко». Но, опять же, есть одна трудность. Дело в том, что такие документы являются двусторонними, и если одна из сторон разработает свой шаблон, другая может не оценить такого творчества, так что придётся договариваться и искать компромисс.
Кроме того, собственная разработка должна содержать набор обязательных реквизитов, таких как наименование и дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ (то есть организации или ИП), содержание факта хозяйственной жизни (описание операции), величины натурального и/или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, подписи лиц (с указанием их должностей, фамилий и инициалов). Наличие этих реквизитов в любом случае придётся сличать в дебрях незнакомой формы.
И, наконец, программное обеспечение — одно на всех, зато родное, порождающие одни и те же близнецы-документы во всех часовых поясах нашей необъятной родины, вне зависимости от того, что когда одни люди поднимают новогодние бокалы, другие уже начинают трезветь. Так разве таким родством разбрасываются?
Опубликовано в
Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
|