Начнём с того, что в апреле этого года президиум ВАС России поддержал позицию налогоплательщика в споре с налоговой инспекцией по поводу права вычетов НДС. Налоговая инспекция отказала организации в вычете НДС, поскольку счета-фактуры контрагентов были подписаны неуполномоченными лицами. Президиум поддержал налогоплательщика и указал, что при реальности хозяйственных операций отказать в вычете по счетам-фактурам, подписанным неуполномоченными лицами, правомерно только в том случае, если налогоплательщик знал или должен был знать о недостоверности сведений в этих документах.
Защита интересов налогоплательщиков на столь высоком уровне — серьёзный фундамент, и надо использовать его для себя в виде мер или правил, которые надо соблюдать.
Но прежде сделаем оговорку. Во-первых, любые меры — это не панацея, а разумная страховка. Во-вторых, контрольные меры не должны превращаться в манию преследования и отменять устоявшиеся партнёрские отношения или распространяться на компании с проверенной репутацией, открыто заявляющие о себе.
Правила разделим на две больших группы. Первая — подтверждение осмотрительности. Вторая — подтверждение реальности хозяйственных операций. Именно так, ведь в наше непростое время следует уметь доказывать даже то, что кажется очевидным.
Итак, правило первое: соблюдаем должную осмотрительность. В этих целях следует издать приказ, устанавливающий правила — регламент заключения договоров с поставщиками. Такой приказ может носить название «Положение о контрагентах предприятия» или что-то в подобном роде. С юридической точки зрения, такой документ выступает в роли локального нормативного акта, обязательного к исполнению при работе с поставщиками. Сам перечень мер, по своей сути, охватывает предоставленные законом возможности проверки поставщика, неоднократно озвучиваемые в многочисленных разъяснениях и судебных решениях.
В свою очередь, все меры разделим на две группы — документы, обязательные к получению от поставщиков, и меры самостоятельной проверки поставщика по общедоступным данным в сети Интернет.
Джентльменский набор собираемых документов должен включать: заверенные поставщиком копии свидетельства о регистрации в налоговых органах, копии лицензий или документов о членстве в саморегулируемых организациях (при их наличии), копии Устава, выписки из ЕГРЮЛ, а также документов, подтверждающих полномочия доверенных лиц, подписывающих договоры/накладные/счета-фактуры/акты выполненных работ и т. д. Наличие договора, само собой, — обязательное условие, за исключением незначительных и разовых сделок.
Что касается самостоятельных изысканий по доступным интернет-ресурсам, то такие меры могут охватывать проверку на предмет госрегистрации, «массового» адреса, проверку наличия в составе исполнительных органах дисквалифицированных лиц.
Правило второе: подтверждаем реальность сделки. Выделим три уровня работы и ещё раз заметим, что даже то, что выглядит вполне очевидным, надо подтверждать. Так что без удивлений.
Уровень первый — готовность ответить на вопрос, откуда вы вообще узнали о существовании этого поставщика. Производная от этого — объяснение этапов заключения договоров. Приведём аргументы «за». Наличие собственного сайта говорит о том, что вам могут позвонить (написать) и т. д. представители потенциального поставщика. Это же справедливо и для рекламы в средствах массовой информации. Документы, подтверждающие участие в тематических выставках, — хорошее подспорье для обмена контактами. Далее можете самостоятельно продолжать, исходя из специфики собственной деятельности.
Уровень второй — подтверждаем использование полученных ценностей в хозяйственной деятельности по типу — «чтобы продать что-либо ненужное, надо сначала это ненужное купить». Для этой цели надо иметь возможность сопоставить факт покупки и продажи. Метод — сопоставление накладных и бухгалтерские регистры, подтверждающие движение ТМЦ. В целом задача выполнимая в рамках бухгалтерской службы. Хотя если продажи не точечные, то сопоставление однотипных килограммов, метров и т. д. по поставщикам, особенно когда их целый ряд, требует определённых усилий.
Уровень третий — подтверждаем факт доставки товара. Это важно по той простой причине, что если доставка подтверждена, то это железный аргумент, как минимум, физического наличия в пространстве и времени купленных товаров или материалов.
Доставка может осуществляться собственным транспортом, тогда нужен путевой лист и доверенность на экспедитора, возможность указать на адрес склада, схемы проезда. Если доставка осуществлена сторонней организацией, будьте готовы предъявить товарно-транспортную накладную, договор и акт выполненных работ. Но все усилия могут быть сведены на нет, если во время встречной проверки перевозчика, он не подтвердит факта осуществленных в Ваших интересах перевозок. В этом смысле заложником третьих лиц вы всё равно останетесь. Если товар доставляет сам продавец, то оформляется только накладная, — это самый рискованный вариант для подтверждения факта реальности сделки. Если других способов доставки не предвидится, надо обратить внимание на формулировку договоров и договорную проработку условий поставки.
Что касается всего массива товаросопроводительных документов, составлять их следует по унифицированным формам и отслеживать на предмет возможных изъянов в оформлении — кому нужны лишние проблемы?
Если речь идёт об потребляемых услугах, то, естественно, доставки быть не может, поэтому следует разработать другие «гигиенические» процедуры подтверждения реальности хозяйственных операций, но это отдельный вопрос, хотя все остальные меры являются актуальными.
|