01 июля 2006 года вступает в силу новая редакция Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в части лицензирования закупки, поставки хранения и розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оказывается, что новые условия государственного контроля коснуться не только оптовых и розничных продавцов алкогольной продукции, но и сфер деятельности, казалось бы, совсем далеких от проблем связанных с алкоголем.
Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, как известно, издавна являлись предметом самого пристального внимания со стороны государства.
Причин принятия новой редакции закона много. Это и такое серьезное дело, как здоровье нации, и недобросовестность налогоплательщиков, в том числе и уход от уплаты акцизов по алкогольной продукции, а «питейный доход» — важная составляющая бюджетных поступлений, и региональный сепаратизм, препятствующий свободному движению алкогольной продукции по территории Российской Федерации.
В статье 1 Закона 171-ФЗ записано, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Но в эту «большую игру» по законодательному пересмотру условий производства и торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции оказались вовлечены и оптовые продавцы таких «мирных» товаров как лаков для волос, различных антистатиков, дезодорантов, лосьонов и т.д.
Например, в красивых флаконах с лаками для волос, активно рекламируемыми по телевидению, может содержаться массовой доли этилового спирта от 40 до 90 процентов (что бы это не значило, для рядовых потребителей указанной продукции).
В тоже время, Закон 171-ФЗ прямо определяет, что в сферу его действия подпадает: «спиртосодержащая непищевая продукция — непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции».
Данную ситуацию не спасает даже нахождение пресловутой массовой доли содержания этилового спирта во флаконе под давлением, который даже после употребления (по назначению) не рекомендуется вскрывать.
Рассмотрим значимые последствия вступающих в силу изменений для оптовых продавцов спиртосодержащей непищевой продукции.
Во-первых. С июля 2006 года оптовой продажей спиртосодержащей непищевой продукцией смогут торговать только юридические лица. Это значит, что из рядов оптовых продавцов, в частности все той же самой парфюмерно-косметической продукции содержащей спирт, выбывают индивидуальные предприниматели.
Это достаточно серьезное ограничение, так как невозможность использовать для работы статус индивидуального предпринимателя в ряде случаях приведет к необходимости ведения бухгалтерского учета, следовательно затрат на его постановку и оплату услуг бухгалтера или специализированных бухгалтерских фирм, так и прозрачности деятельность фирм, доступной для налогового контроля.
Кроме того, существенно усложниться работа с денежной наличностью, о чем мы уже писали, а так же для бывших предпринимателей, а теперь собственников фирм, существенно возрастет и бремя налогообложения личных доходов.
Чтобы собственнику, как физическому лицу, получить с фирмы заработанный доход, придется отдать как минимум 9%, если доходы выплачиваются в качестве дивидендов, или 13 % «самого маленького подоходного налога в мире», правда с ощутимым довеском в виде единого социального налога и отчислений в пенсионный фонд в совокупном размере 26%., если доходы выплачиваются в качестве заработной платы.
Во-вторых, с 1 июля 2006 г. оптовая продажа спиртосодержащей непищевой продукции будет осуществляться только организациями при наличии соответствующих лицензий.
С вопросом лицензирования сталкивались многие предприниматели. Известно, что получение лицензии, это, прежде всего, хлопоты и деньги. Для фирм собирающихся заниматься оптовой продажей непищевой спиртосодержащей продукцией (те же лаки для волос из нашего примера), стоимость сбора за выдачу лицензии составляет 250 000 рублей. Вот такое изъятие денежных средств на законных основаниях предусмотрено для всех, кто собирается торговать спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукцией.
В-третьих, все те же оптовые продавцы спиртосодержащей непищевой продукции, подпадут под обязанность декларировать объемы, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции. По крайней мере, в настоящий момент такая обязанность для них предусмотрена (Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 года №858).
В-четвертых, состав товаросопроводительных документов пополниться, справкой, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированной спиртосодержащей продукции) и справкой, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории РФ).
Увеличенный объем сопроводительных документов — новый неосвоенный «горизонт» для контролирующих органов, а так же новые затраты на автоматизацию, без которых невозможен нормальный процесс торговли.
На наш взгляд, вид деятельности по оптовой торговле парфюмерией, косметическими средствами, да же и содержащими спирт, совершенно необоснованно подпал под «горячую руку» законодателей, вовлеченных в серьезный передел условий производства и торговли алкоголем.
Безусловно, контроль над производством и продажей водки и вина дела важности «государевых людей», но средства ухода за своими волосами прекрасной половины человечества, это уже перебор. Даже если определенная группа граждан и использует косметические средства для внутреннего приема.
В нынешнем виде ситуация такова, как мы ее описали в этой статье, но все течет и меняется, так что возможно, к июлю ситуация окончательно проясниться и, будем надеяться, в лучшую для налогоплательщиков сторону.
|