Руководителя, помимо профессиональных обязанностей по управлению предприятием, ждет еще одна должностная инструкция, написанная государством. В федеральном законе, который так и называется «О бухгалтерском учете», на руководителей фирм возложена ответственность за организацию бухгалтерского учета, т.е. руководитель, будь то генеральный директор, директор или президент, является «проводником» государственных требований внутри своей фирмы. Что означает это на практике?
Итак, мы имеем дело с обязанностью организовать бухгалтерский учет, но для этого, необходимо, по крайней мере, представлять, что именно нужно организовывать. Готовый ответ, несомненно- бухгалтерский учет. Но, если сам бухгалтерский учет для руководителя представляет собой некий черный ящик, который найдут, если конечно найдут, после очередного крушения (то бишь проверки), то что делать в этом случае? Разумным представляется хотя бы знать (а не подозревать) о целях, того, что нужно организовывать, а так же о том кто эти цели преследует.
Так вот, те, кто преследует цели, в контексте нашего разговора, называются пользователями бухгалтерского учета, а вот исполнение их желаний, да так, что бы никто не считал себя ущемленным (это бухгалтерский принцип нейтральности информации) и является задачами (целями) бухгалтерского учета.
Разберемся (пока они с нами не разобрались) с пользователями бухгалтерского учета. Нетрудно догадаться, что первым по счету у нас идет Государство, которое интересует информация о доходах и расходах компании, ее владельцев и сотрудников, а так же сумма причитающихся к уплате налогов, да еще то чтобы добро компании не куда не делось, без опять же надлежащей уплаты налогов. Что для этого необходимо? Как минимум информация, да не просто информация, а полная и достоверная. Обязанность по формированию этой информации и является первой задачей бухгалтерского учета.
В продолжение извечного вопроса: «А пользователи кто..?», после недолгих рассуждений справедливо перечисляем. Кредиторы, например банки, которые, заинтересованы в том, что бы компания в срок расплачивалась по своим долгам, да не просто расплачивалась, а была надежной, т.е. обеспечивала спокойный сон всем вложившим в нее деньги. Надо думать что подобный «диагноз» можно поставить, опять же располагая полной и достоверной информацией.
Учредители, участники или акционеры (если таковые имеются) по мимо всего прочего, заинтересованы в величине дохода компании, да еще в способности этот доход воплотить в деньги, которые в случае удачного воплощения, будут уже дивидендами. Свои кровные интересы можно контролировать, имея информацию, полную и достоверную.
Директоров и менеджеров обычно тоже причисляют к пользователям бухгалтерской информации, но директор, обеспечивая выше названных пользователей (или в бухгалтерских терминах — групп пользователей) должен обеспечить и себя информацией, необходимой для целей управления, что и является второй задачей бухгалтерского учета.
Ответом на вопрос о том, что для такой полезной информации, директору этот черный проблемный ящик под названием бухгалтерский учет не нужен, простой — стало быть, у директора есть свой неформальный учет, нужный именно ему для целей управления, и называется который, управленческий учет, но это отдельный разговор.
Есть еще одна задача. Информация это конечно хорошо, но если в кармане дырка, то этот факт тоже информация, но легче от этого будет только тогда, когда вовремя ее удастся зашить. Мало располагать информацией, нужно уметь предотвратить отрицательные результаты хозяйственной деятельности и даже тогда, когда, собственно для вас они являются положительными. Обеспечение сохранности имущества, в смысле предотвращения всего нехорошего, что могло бы произойти с ним, т.е. всех отрицательных результатов (ведь хищение тоже результат) является третьей основной задачей бухгалтерского учета.
Таким образом, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, получение информации, необходимой для целей управления являются и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности, являются основными задачами в терминах концептуального закона о бухгалтерском учете принятого в нашей стране уже в далеком 96 году.
Если вернуться к началу распутывания нашего клубка, то организация некой системы, призванной для всех групп пользователей исполнить три основных задачи, является, по основной своей сути, обязанностью директора по организации бухгалтерского учета.
Вопрос только как это сделать. Вопрос актуальный, потому что ответ на вопрос, а что будет, если этого все таки не сделать уже есть, это налоговая административная и уголовная ответственность.
К примеру, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей, а те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. Это налоговый кодекс, статья 120-я, ответственность организаций, а для руководителей предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до трех тысяч рублей, статья 15.11. Кодекса об административных правонарушениях.
К сожалению, этим все не ограничивается, так как последствия могут иметь существенный «материальный резонанс» и не только со стороны государства. Так, например, без должной организации учета у предприятия не будет доступа к кредитным ресурсам. Список неблагоприятных последствий, как говорят, открыт, но, обладая знаниями, этого можно избежать, причем с пользой для фирмы и с соблюдением необходимого общественного компромисса
Так что для директора можно сказать: бухгалтером ты можешь и не быть но организовать учет обязан.
|