Бухгалтерская контора «Профит»: ведение бухгалтерского учета
Свяжитесь с нами:
В Рязани:

тел.: (4912) 28-38-88, 28-40-04
эл. почта:
В Москве:

эл. почта:



Выезд на место

9 октября ’06 РаспечататьРассылка анонсов

Приближается новый год, и следовательно опять пришло время вернуться к изменениям во взаимоотношениях с налоговыми органами. С 2007 года вступят в силу и новые правила выездных проверок, об основных изменениях  которых, мы расскажем в этой статье.

В самом названии данного вида проверок заложено понятие «выездные». Действующая редакция Налогового кодекса предполагает, что местом проведения налоговых проверок может являться исключительно место нахождение налогоплательщика. Другой альтернативы не предусмотрено, поэтому любые предложения пожаловать в гости к налоговым инспекторам с полным комплектом необходимой документации не законны.
Однако не каждый налогоплательщик имеет физическую возможность принять налоговых инспекторов на своей территории. На практике, такие ситуации негласно разрешались представлением документов непосредственно в налоговую инспекцию. С 2007 года данная ситуация получила законное разрешение, так новой редакцией статьи 89 НК РФ предусмотрено, что выездная проверка может проходить по месту нахождения налоговых органов на основании письменного заявления налогоплательщика в произвольной форме, обосновывающим невозможность предоставления помещений для работы.
В принципе данное изменение можно рассматривать как  позитивное и фактически дающее налогоплательщиком право выбора: проводить проверку в своем родном офисе, где, как известно и стены помогают, или на территории инспекции, что позволит, по крайней мере, оградить процесс своей работы от чужого присутствия.
Если все же принято решение о проведении проверки на территории налоговой инспекции, то означает ли это, что в таком случае надлежит передавать подлинники документов? С одной стороны пунктом 12 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что  ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, с другой сделано исключение для случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа и случаев выемки документов.
Практически, новый порядок проведения выездных проверок, при их проведении по месту нахождения налогового органа, дает право требовать представления подлинников документов непосредственно в налоговую инспекцию. Напомним, что в настоящее время требование на представление документов означает представление заверенных надлежащим образом копий.
Приведем пример. Если в 2007 году будет проводиться выездная налоговая проверка, скажем, по НДС, то естественно проверяющим потребуются счета- фактуры. Как известно, если речь идет о налоговых вычетах по НДС, то вычеты предоставляются на основании счетов-фактур. С этой точки зрения, каждый документ, счет-фактура, является уникальным и представление «папки» с входящими счетами фактурами чревато последствиями, следовательно, необходима полистная опись или реестр. Если будет составлена опись или реестр, то принимающая сторона в лице должностного лица налоговой инспекции будет вынуждена проверить фактическое соответствие передаваемых документов описи, или реестру. Пересчет, как единственный способ установить истину,  неизбежен, а значит, на процесс самой приемки будет затрачиваться огромное количество времени.

Приведенный пример иллюстрирует вопросы, появление которых прогнозируется в 2007 году, а каким способом они будут решаться, покажет практика.
Если налогоплательщик располагает и помещением и, возможно, желанием принять на своей территории проверяющих, то встает вопрос о том, сколько времени налоговые инспектора смогут находиться на территории налогоплательщика.
В настоящее время в срок проведения проверки, который составляет два месяца, засчитывается только время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, так что реальный срок проверки может быть несоизмеримо большим, если не сказать сколь угодно долгим.
Внесенные изменения четко определяют срок проведения проверки, который составляет те же самые два месяца, но начинает течь со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивается днем составления справки о проведенной проверки. Учет фактического времени нахождения налоговых инспекторов на территории налогоплательщика больше не потребуется.
Необходимо также отметить, что с 2007 года увеличиваются срок, нам который может быть продлена проверка — до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести. Одновременно новой редакцией Налогового Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых налоговая проверка может быть приостановлена, но не более чем на шесть месяцев. При истребовании документов от иностранных государств срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца.
Как указано в Налоговом Кодексе, налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие  году проверки. Например, если дата проверки приходится на 2007 год, то проверкой могут быть охвачены, соответственно 2004, 2005 и 2006 годы. В новой редакции Кодекса прямо установлено, что  в рамках выездной проверки может быть  проверен период, не превышающий трех календарных лет,   предшествовавших году, в  котором вынесено решение о проведении проверки. Таким образом, решающей для налогоплательщика датой  будут являться не время фактического начала контрольных мероприятий, а именно дата вынесения решения.
Важным новшеством, ожидающих налогоплательщиков с 2007 года, является появление нового основания для проведения выездных проверок. Основанием для проведения проверок отныне будет являться и факт подачи уточненных налоговых деклараций, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной. Так что, прежде чем подавать «уточненку с уменьшением» необходимо тщательно взвесить возможные последствия.
Что касается ограничений числа выездных проверок, то в течение одного календарного года налоговые органы не смогут проводить более двух выездных проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода.

Сейчас данное ограничение поставлено в зависимость  и от налога и от периода, т.е. если проверен НДС за 2004 год, то повторно в текущем году проверки по этому же налогу и за этот же период быть не может, а вот поверка по «прибыли»  вполне возможна.
Следует оговориться, что сверх этого ограничения налоговая проверка все же может быть проведена, но только на основании персонального решения руководителя ФНС России.
Конечно, данный обзор изменений не охватывает всех тонкостей взаимоотношений в ходе выездных проверок с нового года, но, надеемся, что основное направление изменений задает.


 

Все статьи:

Ведение
бухгалтерского учета
Дополнительные
бухгалтерские услуги
Консультационная
поддержка бухгалтерских
служб
Налоговое
представительство
Социальные
программы
© 2006—2013 СБК «Профит»
Создание сайта