Бухгалтерская контора «Профит»: ведение бухгалтерского учета
Свяжитесь с нами:
В Рязани:

тел.: (4912) 28-38-88, 28-40-04
эл. почта:
В Москве:

эл. почта:



В режиме проверок

26 сентября ’06 РаспечататьРассылка анонсов

 

Одной из действенных форм налогового контроля остаются так называемые камеральные проверки. Наверное, каждый директор или предприниматель получал «долгожданное» письмо с требованием представить  документы в определенный срок. Однако, налоговое законодательство, даже в таком «консервативном» вопросе как проверки, тоже меняется. С января 2007 года вступает в силу новая редакция  части первой Налогового кодекса, причем устанавливаются новые, важные правила взаимодействия с налоговыми органами. В этой статье мы расскажем об изменениях правил проведения камеральных проверок.

 

Сначала напомним, что камеральная проверка, это одна из основных форм налогового контроля. Она заключается в проверке представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, на основе которых исчисляются и уплачиваются налоги. Проверка проводится с целью выявления ошибок при заполнении декларации, анализа налоговой отчетности, оценки достоверности представленных сведений.

 Камеральные проверки отличают следующие особенности.

Во-первых, камеральные проверки  осуществляются в стенах налоговой инспекции. Во-вторых, не требуется специального решения руководителя налоговой инспекции на проведение проверки, так что инициация таковой отдана на «места». В — третьих, результаты проверки, в случае благоприятного исхода для налогоплательщика, никак до него не доводятся, так что на вопрос директора: «как прошла проверка», остается только пожать плечами или ответить: «пока об ошибках не сообщали». Если все — таки, ошибки обнаружены, то налоговые органы направят требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. В-четвертых, камеральная проверка не избавляет налогоплательщика, от выездной налоговой поверки, за тот же период и по тем же налогам.

Теперь рассмотрим подробней вопросы нынешних взаимоотношения налогоплательщиков и поверяющих и то, как они изменяться с 2007 года.

Начнем со сроков проведения камеральной проверки.

Сроки проведения камеральной проверки. Сроки для того и введены, что бы ограничивать полномочия одних и гарантировать соблюдения прав других. В настоящее время Налоговым кодексом отведен трехмесячный срок, отсчитываемый со дня сдачи отчетности в налоговую инспекцию, дающий право на проведение камеральной проверки. Этот срок не изменится. Однако, ст. 87 Налогового кодекса предусмотрено, что  налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года, предшествовавших периоду проведения проверки, поэтому если Вы подадите уточненные декларации за более ранние периоды (скажем в сторону уменьшения обязательств), то налоговая инспекция будет лишена права на проверку  таких  деклараций.

С 2007 года данное ограничение снято, и камеральной проверкой могут быть охвачены любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки.

То есть право проведения  камеральных проверок будет распространяться и на  уточненные декларации, поданные за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды.

Оформление результатов камеральной проверки

В отличие от действующего порядка, с 2007 года при выявлении  налогового правонарушения, установлена обязанность по составлению акта проверки. Акт проверки составляется по аналогии с выездной проверкой в течение 10 дней после ее окончания. Изменение, безусловно, в пользу налогоплательщиков, так как составление акта обязывает налоговую инспекцию дать налогоплательщику возможность представить свои возражения, а так же участвовать в рассмотрении материалов проверки. Это положение, как часто бывает, портит техническая не состыковка, так  как способ фиксации срока окончания проверки и следовательно отсчета 10 дневного срока для составления акта не предусмотрен.

Если налоговая инспекция выявит ошибки в налоговой декларации,  противоречия между сведениями в  представленных документах, то, как и прежде, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику и предложить в установленный срок внести исправления, а с 2007 года, так же сможет и предложить в течение пяти дней представить  необходимые пояснения.

Все представленные налогоплательщиком изменения и пояснения должны быть обязательно рассмотрены.

 

Представление документов

Вопрос о том, какие документы и в каком объеме имеет право затребовать налоговая инспекция, а налогоплательщик обязан представить, является самым болезненным. В прессе и со стороны налогоплательщиков, неоднократно высказывались жалобы на «законный» произвол, при котором камеральные проверки,  по сути, с комфортом заменяют выездные проверки.

 Зачастую, скажем при проверке годовой декларации по прибыли для юридических лиц, либо декларации о доходах для предпринимателей, проверяющие требуют представления всех документов, связанных с исчислением налогов. Перечень может включать накладные, полученные и выданные за год, платежные документы, счета-фактуры и договора с контрагентами. Каждый хозяйственник может оценить, сколько сотен копий предстоит изготовить под угрозой ответственности  за несвоевременное представление, а так же угрозой (бывали и такие случаи в практике) силовой выемки документов. Хорошо если требования исходят от человека разумного, готового вникнуть в сущность проблемы,  а если нет?   Тернистый путь камеральных проверок, образно говоря выстелен, решениями арбитражных судов и разъяснениями Минфина, как в пользу налогоплательщиков, так и нет.

Например, если запрашиваемого документа в распоряжении налогоплательщика нет, то и требования об его представлении («нет, так изготовьте») не законны. Так же не законны требование о представлении документов «вообще», например требование о представлении «бухгалтерской отчетности»,  документов, которые нельзя однозначно идентифицировать.

 Надежда на то, что изменения в первой части Налогового Кодекса как-то регламентируют сложившуюся практику, сбылись не в полной мере.

 В новой редакции  ст. 88 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе требовать дополнительных сведений и документов, за исключением тех случаев, когда документы (согласно требованиям Налогового кодекса) должны представляться вместе с налоговой декларацией.

Однако, что касается камеральной проверки деклараций по НДС (наверное, центральной проблемы), то как и в 2006 году, так и в 2007, налоговая инспекция вправе требовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, включая и все первичные документы. Перечень, как говорят, оставлен открытым, и, следовательно, основные проблемы камеральных проверок, похоже, останутся спутниками предпринимателей надолго.

 

 

 

 

Все статьи:

Ведение
бухгалтерского учета
Дополнительные
бухгалтерские услуги
Консультационная
поддержка бухгалтерских
служб
Налоговое
представительство
Социальные
программы
© 2006—2013 СБК «Профит»
Создание сайта