Чтобы осуществлять контроль, надо, как минимум, обладать средствами воздействия на контролируемый объект. Например, штрафными полномочиями. Средства принуждения — в общественных интересах, это дело государства. Именно государство в целях заботы о людях обладает преимущественным правом и возможностями принуждения, действуя через органы власти.
В минувшее десятилетие взносы во внебюджетные фонды были включены в Налоговый кодекс, а контрольные полномочия и возможность привлечения к ответственности налогоплательщиков принадлежали Федеральной налоговой службе, то есть федеральному органу исполнительной власти.
С этого года контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды переданы двум фондам — пенсионному и социального страхования. Строго говоря, внебюджетные фонды не относятся к органам исполнительной власти, так как, согласно действующим и поныне положениям об их создании, являются специализированными финансово-кредитными учреждениями. Это юридическое противоречие, по всей видимости, может быть предметом обсуждения специалистов, но для плательщиков грозит вылиться в серьёзные осложнения.
Поясним. Налоговые правоотношения базируются на Налоговом кодексе, что гарантирует единообразное применение налоговых норм. Где бы ты ни был и что бы ни делал, Налоговый кодекс один и тот же, равно как и процессуальные процедуры. За долгие годы «совместной жизни» выработано правило, на котором основываются и налоговая служба, и налогоплательщики: есть нормативный акт — есть норма, обязательная к исполнению, и наоборот. Как только идёт отступление от буквы закона, начинаются обоюдные проблемы.
Передача контрольных полномочий упомянутым фондам технически осуществлена следующим образом. Взят пласт из Налогового кодекса и имплантирован в федеральный закон о страховых взносах в эти внебюджетные фонды. На новом месте и старые нормы обживаются по-новому. Кроме того, федеральный закон о страховых взносах с симметричным номером «212» один на двух «хозяев» — ПФР и ФСС, каждый из которых со своим бытом и нравами. Если развивать аллегории, то закон можно представить в виде тела, а два внебюджетных фонда — это две головы, и каждая со своим прищуром. Справедливости ради надо сказать, что есть и ещё одна голова в виде структуры медицинского страхования, но контрольные функции по сбору взносов на этот виде страхования переданы «старшему брату» — Пенсионному фонду.
Прибегнуть к столь красноречивым и, возможно, резким сравнениям побудили события последних дней, в которых проявился поведенческий дуализм. Согласно новым правилам, с 2010 года требуется представлять сведения об открытых счетах не только в налоговую инспекцию, но и в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Безусловно, это обременение. Раньше надо было помнить об одной «бумажке», а теперь — ещё о двух, но чего не стерпишь ради успешной социальной реформы, тем более — что может быть проще, чем сообщить сведения о расчетном счёте?
В налоговом законодательстве для таких случаев предусмотрена специальная форма, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы, опубликованным в «Российской газете» и доступным в правовых системах. Утверждённой кем бы то ни было формы, по которой надлежит сообщать об открытие счетов в ПФР и ФСС, нет, так что достаточно составить такое сообщение в произвольной форме и передать его, например, в канцелярию или любой другой отдел, регистрирующий приёмку корреспонденции.
Но оказалось, что это не так просто. При представлении сообщения об открытии расчётного счёта в Рязанское отделение ФСС в произвольном виде его не приняли, а выдали распечатку образца собственной формы. На попытки выяснить правовые основания рождения этой формы и причин отказа в принятии сообщения было получено безапелляционное «это указания Москвы». Кроме того, чтобы работник предприятия имел возможность такое сообщение отдать, на него требуется специальная доверенность.
А как же Пенсионный фонд? Рязанское отделение ПФР, в свою очередь, не замедлило поступить аналогичным образом и при обращении с сообщением об открытие расчётного счёта выдало бланк собственной разработки.
Таким образом, если не будет установлена нейронная связь между двумя «головами», при открытии расчётного счёта в распоряжении плательщика взносов окажется три различных формы, которыми предстоит оперировать, снабдив работника, их представляющего, доверенностями.
Нам как аутсорсинговой фирме, оказывающей бухгалтерские услуги, конечно, льстит возможность обладать страшной тайной этих манипуляций, по принципу «А Вы знаете…», но не до такой же степени!
Кроме того, процедура сообщения об открытии счёта — это, так сказать, контрольное отправление начального уровня, помимо которого есть, например, ещё обязанность по регистрации обособленного подразделения. Само понятие обособленного подразделения заимствовано из Налогового кодекса, и для этой процедуры разработан регламент. Учитывая, что административные взгляды двух фондов растеклись по разным руслам в таком простом вопросе, как расчётный счёт, процедура постановки на учёт обособленного подразделения может быть полна сюрпризов. Не стоит забывать, что в будущем для плательщиков взносов предусмотрены проверки камеральные и выездные.
Центробежные механизмы проявились уже на первом месяце нового порядка, когда ещё живо придание в виде первоисточника — Налогового кодекса. Вероятней, что далее эти ветви будут развиваться обособленно друг от друга. То есть налоговое законодательство отдалится от норм законодательства о взносах на пенсионное и социальное страхование. Смогут ли структуры, вновь наделённые такими полномочиями, по крайней мере, не опустить ту планку, высота которой задана налоговым законодательством, множеством судебных решений и устоявшейся практикой? Если в основу отношений будет положено изначальное «я так решил», что демонстрируется сейчас, то на каждом этапе даже простых действий придётся продираться сквозь бессмысленные преграды.
|