Предпринимательской деятельности присущ риск, например, не получить прибыль. Это естественные условия ведения бизнеса, но наряду с ними существуют налоговые риски, не всегда зависящие от самого налогоплательщика.
Налоговое законодательство должно представлять собой карту, следуя координатам которой можно быть уверенным, что не заблудишься. Прав тот, кто прямо следует букве закона. В этом случае созданы условия для стабильности и веры в завтрашний день, что является веским побудительным мотивом для предпринимательства.
В Налоговом кодексе есть статья 23 «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)». Обязанности насчитываю девять основных позиций, сколь обширных, столь и конкретных, так как все они не покидают границ, очерченных НК РФ. Кроме того, в этой же статье говорится об обязанностях, связанных с контрольной функцией, например, по сообщению об открытии или о закрытии счетов.
Итак, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, встать на учёт в налоговых органах, вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации, для предпринимателей — представлять книгу учёта доходов и расходов (по запросу налогового органа), а для юридических лиц бухгалтерскую отчётность (за исключением случаев освобождения от ведения бухгалтерского учёта); представлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, выполнять законные требования об устранении выявленных нарушений, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. А кроме того — в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Чем больше налогов и существенней их доля в финансовых потоках налогоплательщика, тем больше риск. Техническая ошибка, незнание нормы и т. д. могут привести к налоговым изъятиям. Но это риск нормальный, системный, поддающийся контролю. Кроме того, улучшение качества, например, бухучёта уменьшает возможность таких событий.
Но в стройную картину вмешивается понятие, находящееся вне рамок налогового законодательства и, следовательно, обязанностей налогоплательщика. Речь идёт о должной осмотрительности, том маховике, который стремительно раскручивался в течение всего 2009 года. Точка приложения — плательщики НДС, а именно возможность отказать в налоговых вычетах по счетам-фактурам от поставщиков, которые, по мнению налоговых органов, являются проблемными. Отказ в налоговом вычете приводит к нарушению экономической соразмерности уплаты налогов, ведь в таком случае налогоплательщику вменяется обязанность, увеличенная на сумму штрафов, оплатить всю сумму НДС, рассчитанную с оборота своего поставщика. Как правило, налоговые доначисления исчисляются миллионами — суммами, не совместимыми с дальнейшей жизнью и деятельностью налогоплательщика.
В силу разрушительного характера такой повсеместной практики мы вынуждены вновь обращаться к этой теме.
Налоговый кодекс РФ не содержит определения должной осмотрительности. Официальной позиции нет. Единой позиции в судебной практике нет. Но есть вал налоговых проверок, единственная цель которых — выявить проблемных контрагентов и, ссылаясь на непроявление осмотрительности при их выборе, доначислить налоги.
В результате никто не выигрывает. Налогоплательщик, плативший все годы налоги и выполняющий социальную функцию по созданию рабочих мест, разоряется, налоговые доначисления не взыскиваются, так как превышают все имущественные возможности. Кроме того, окончательно пропадает всякая вера в закон и действия государства, которая изначально предполагает правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики. Учитывая, что собираемость налогов улучшается не столько за счёт репрессий, сколько за счёт осознания самими налогоплательщиками важности и социальной необходимости по уплате налогов, такая практика приведёт, скорее, к обратным результатам. Известно, что во время военных действий при воплощении приказа «пленных не брать» число жертв с обеих сторон резко повышается, а нынешняя инициатива по практическим результатам схожа с военным положением.
Вернёмся к обязанностям налогоплательщика, которые мы привели выше. Это чёткая норма налогового законодательства. Как видно, обязанности по проверке своих контрагентов на предмет уплаты или неуплаты ими налогов нет, равно любого упоминания о должной осмотрительности в налоговом законодательстве. Поэтому в настоящий момент судебная практика насчитывает множество решений в пользу налогоплательщиков.
Важна и ещё одна точка зрения, которая начинает активно развиваться. Чтобы привлечь к ответственности налогоплательщика, налоговому органу необходимо доказать, что ему (налогоплательщику)) должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом в силу отношений взаимозависимости или аффилированности. Другими словами, важен именно умысел и доказательство связи между налогоплательщиком и фирмой-однодневкой. Именно этот смысл был заложен при рождении термина «должная осмотрительность», но в дальнейшем в силу своей неопределённости был неоднократно переиначен.
Законодательным собранием Кировской области подготовлен законопроект, вводящий понятие грубых нарушений заполнения счетов-фактур, которые будут влечь отказ в налоговых вычетах. Согласно этому документу, отказать в применении налогового вычета будет возможным, только если в счете-фактуре указаны «заведомо ложные сведения, очевидные для покупателя при его получении», то есть если будет доказано участие налогоплательщика в схеме.
Причиной такой инициативы послужила ситуация, при которой более чем десяти крупным промышленным предприятиям Кировской области предъявлены суммы НДС на десятки миллионов рублей по формальным признакам — подписание счета-фактуры поставщиков за руководителя и главного бухгалтера так называемыми «неустановленными лицами».
Минфин России этой осенью опубликовал на своём официальном сайте заключение на проект, где высказался за его концептуальную поддержку. Это важный шаг на пути к победе здравого смысла.
|