Упрощённая система налогообложения весьма популярна, но возможность её применения ограничена рядом условий. Одно из них — это предельный размер доходов, перейдя который, придётся с «упрощёнкой» расстаться.
Упрощённая система налогообложения представляет собой более мягкий режим по сравнению с общей системой. Во-первых, уменьшено количество уплачиваемых налогов. Если не иметь транспорт и землю и не заниматься рядом экзотических операций, то, по сути, придётся уплачивать только единый налог. Во-вторых, налоговая отчётность сокращена до представления годовой декларации, а налоговый учёт сведён к книге, в которой позиционным способом по так называемому кассовому методу регистрируются хозяйственные операции. Бухгалтерский учёт может отсутствовать. В-третьих, зарплатные налоги сведены к уплате страховых взносов на государственное пенсионное страхование, что существенно облегчает жизнь работодателя.
При анализе возможности использования упрощённой системы налогообложения одной из серьёзных преград выступает ограничение по размеру доходов. Это ограничение заложено в Налоговом кодексе для затруднения возможности деления крупного бизнеса на множество маленьких единиц, каждую из которых можно было бы перевести на УСН с единственной целью — сэкономить на налогах. Чем меньше разрешённый порог доходов в целях применения упрощённой системы, тем, соответственно, больше требуется фирм или предпринимателей для «обслуживания» получаемых бизнесом доходов. Тем самым создаются технические трудности по администрированию выстраиваемой системы взаимоотношений. С другой стороны, повышение порогового значения доходов расширяет возможности малого бизнеса по применению этой системы.
Сначала рассмотрим сами ограничения по доходам, а потом перейдём к их суммарному выражению, так как именно с этим сложилась целая детективная история.
Ограничение срабатывает на двух этапах. Этап первый — возможность применения УСН в следующем году для уже действующих организаций (для предпринимателей такого ограничения нет). Организация имеет право перейти на упрощённую систему налогообложения, только если по итогам 9 месяцев того года, в котором она подала заявление о переходе на УСН, доходы не превысят установленного предела. Этап второй — если по итогам года или в течение года доходы организации или предпринимателя превысят определённую сумму, то право на применение «упрощёнки» будет утеряно.
Первый порог, связанный с возможностью перейти на УСН, стартовал с 15 миллионов рублей, второй — с 20 миллионов. Мы говорим — стартовал, так как эти цифры являются базовыми и относятся к моменту рождения самой «упрощёнки» в 2002 году. В дальнейшем 15- и 20-миллионные величины стали корректироваться на коэффициенты-дефляторы. В соответствии с заведённый Налоговым кодексом порядком, пороговые величины должны умножаться на коэффициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно на следующий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее.
Из года в год коэффициент-дефлятор рос. Например, в 2006 году он был равен 1,132, в 2007 году составил 1,241, а в 2008 году — 1,34. На 2009 год размер этого коэффициента поднялся до 1,538. Если чётко следовать норме, заложенной в Налоговом кодексе, то предельный размер возможных доходов, дающих право применять упрощённую систему налогообложения в нынешнем году, должен быть вычислен путём перемножения 20-миллионной величины на все коэффициенты-дефляторы. То есть возможная сумма доходов будет равняться почти 58 миллионам рублей, а сумма доходов по итогам 9 месяцев 2009 года, при которой организация сможет примерить на себя упрощённую систему налогообложения в 2010 году, соответственно, составит 43 миллиона.
Однако вместе с ростом коэффициентов-дефляторов Министерство финансов РФ из года в год последовательно разъяснял, что использоваться должен только один коэффициент, установленный на текущий год. Так, по версии Минфина, в 2009 году предельно возможный размер доходов должен составлять 30 миллионов 760 тысяч рублей. Надо сказать, что, учитывая огромную цену вопроса, на протяжении всех прошедших лет налогоплательщики следовали указаниям именно финансового министерства.
В мае этого года Высший арбитражный суд в своём постановлении по конкретному делу, рассматривая частную ситуацию, занял позицию, противоположную заключениям Минфина России. По мнению Президиума ВАС, установленные ограничения должны исчисляться путём последовательного перемножения коэффициентов, то есть применительно к 2009 году сумма доходов, чтобы не лишиться права применять УСН, не должна превышать почти 58-миллионный рубеж. Само по себе данное постановление не могло быть использовано в качестве неоспоримой нормы для всех налогоплательщиков, но в случаях судебных разбирательств сыграло бы важную роль. Тем не менее, в начале июля Федеральная налоговая служба согласилась с Высшим арбитражным судом, в результате чего постановление было направлено нижестоящим налоговым органам с отметкой о том, что позицию ВАС России следует учитывать при рассмотрении налоговых споров и обращений налогоплательщиков. Таким образом, можно сказать, что многолетний спор разрешён в пользу налогоплательщиков.
Что касается ближайшей перспективы, то до 2013 года значения доходов, дающие право перейти на УСН, и предельно возможный доход заморожены на уровне 45 и 60 миллионов рублей. Это состоявшийся факт, так как соответствующий федеральный закон был принят 19 июля этого года.
В заключение приведём выдержку из основных направлений налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов:
«Одновременно законодательство о налогах и сборах будет предусматривать положения, предотвращающие злоупотребления использованием упрощённой системы налогообложения путём дробления бизнеса, создания компаний-сателлитов и прочих способов для целей получения необоснованной налоговой выгоды».
|