Стремление к обладанию собственностью не подвластно ни кризису, ни социальным установкам, а где собственность, там и налоги на неё. В прошлой статье мы говорили о том, что обязанность по расчёту земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество возложена не на население, а на налоговые инспекции. Из перечисленной тройки налог на имущество физических лиц, наверное, самый массовый, поэтому остановимся на нём более подробно.
Налог на имущество физических лиц в законодательном плане является «доисторическим», так как закон, его регулирующий, как мы уже упоминали ранее, был принят ещё в 1991 году. Если все действующие в настоящее время налоги сведены во вторую часть Налогового кодекса, то налог на имущество так и остался за его рамками.
В этом и заключён основной источник разногласий при исчислении этого налога. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Стоимостным выражением объекта налогообложения, то есть налоговой базой, служит суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации, или попросту БТИ. В то же время, инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта с учётом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Как видно, определение налоговой базы сведено к понятию инвентаризационной стоимости, которое раскрыто частично, да и то даже не на законодательном уровне, а в инструкции действующего в то время Министерства по налогам и сборам.
Расчёт восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупнённых показателей восстановительной стоимости с её последующим пересчётом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введённым ещё Госстроем СССР, а затем пересчитывается в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым местными органами исполнительной власти.
Одним словом, налоговая база — показатель, который применительно к налогу на имущество физических лиц должен определяться чётко и однозначно, — практически неподвластна для расчёта «рядовому» налогоплательщику, за исключением, может быть, специалистов в области строительства и оценки.
Такая неопределённость в понятии инвентаризационной стоимости в 2001 году была предметом рассмотрения Конституционного суда, который определил, что, если инвентаризационная стоимость гораздо ниже рыночной стоимости имущества, права налогоплательщиков не нарушаются.
Таким образом, сумма налоговой базы, указанная в налоговом уведомлении на уплату налога на имущество физических лиц, переносится налоговыми инспекторами на основании данных, полученных из БТИ. Поэтому при получении требования на уплату этого налога в случае несогласия со стоимостью имущества вступать в прения с работниками налоговой инспекции достаточно бессмысленно, так как все пути ведут в БТИ.
В нашей практике встречались случаи, когда указанная инвентарная стоимость, участвующая при исчислении налога на имущество, была завышена более чем в десять раз попросту из-за того, что в расчёте налога перед суммой стоимости имущества, полученной по данным БТИ, была ошибочно приписана единица.
Второй «болевой точкой» являются вопросы определения периода, за который начисляется налог на имущество. Например, при переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
Часто информационная цепочка регпалата — налоговая инспекция даёт сбой, и гражданам выставляются требования об уплате налога на имущества за полный календарный год, тогда как указанное имущество было куплено (продано) в течение года.
В случае обнаружения каких-либо ошибок или в ситуации, когда стоимость объекта кажется завышенной, можно рекомендовать следующее. Во-первых, обратиться в БТИ и взять справку с расчётом инвентарной стоимости, после чего будет возможным сверить данные БТИ с данными, указанными в расчёте налога. Во-вторых, составить письмо-заявление с просьбой произвести перерасчёт налога, к которому следует приложить копии свидетельства о праве и расчёта, полученного из БТИ. Письмо лучше всего отнести в канцелярию, причём на втором экземпляре попросить принимающего работника инспекции поставить отметку о принятии, и тогда «все ходы будут записаны».
Налог на имущество физических лиц является местным налогом. Это значит, что размеры ставок устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, но в пределах установленных Федеральным законом «О налогах на имущество физических лиц». В Рязани ставки установлены решением Рязанской горсовета в 2005 году. Размеры ставок изменяются скачкообразно. Например, если инвентарная стоимость составляет 500 тысяч рублей, то налог будет рассчитан исходя из ставки 0,12% и составит 600 рублей. В тоже время для имущества стоимостью 500 001 рубль ставка составит 0,5%, что приведёт к годовому платежу в 2500 рублей. Так что изменение инвентарной стоимости всего на рубль для порогового значения в 500 тысяч увеличивает налог более чем в 4 раза.
Если имущество используется в предпринимательской деятельности, то существуют две системы налогообложения, освобождающих от уплаты налога на такое имущество. Речь идет об упрощённой системе налогообложения и системе в виде уплаты единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности. Например, если предприниматель на «упрощёнке» сдаёт имущество в аренду или использует его в розничной торговле, переведённой на «вменёнку», то по такому имуществу он будет освобождён от уплаты налога на имущество физических лиц.
Следует также заметить, что по имуществу, которое используется для сдачи в аренду, приобретение статуса предпринимателя с применением упрощённой системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы» не только освободит от обязанностей по уплате налога на имущество физических лиц, но и сведёт налоговую нагрузку по арендным платежам к 6%. Для реализации условия об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц при получении уведомления об уплате необходимо направить в налоговую инспекцию письмо с приложением документов, подтверждающих факт использования имущества в указанных спецрежимах. При сдаче имущества в аренду это может быть договор аренды. Во всяком случае, учитывая размер налога, такая игра будет стоить свеч.
|