Налоговые правоотношения — достаточно сложный механизм взаимодействий. Как это ни печально, но возможность ошибки предусмотрена самой системой. В любых случаях обнаружения директором фирмы или предпринимателем недоплаты налога в бюджет первое, что нужно сделать, — это оценить возможные финансовые потери.
По большей части налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Но по ряду налогов обязанность по их исчислению может быть возложена на налоговый орган. Например, налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми инспекциями, а сами обладатели недвижимости получают налоговые уведомления с «готовой» суммой налога к уплате.
Так или иначе, но сфере предпринимательской деятельности присущ следующий вариант: налогоплательщик рассчитывает сумму налога, представляет, а затем уплачивает причитающуюся сумму. Связующей нитью между налогоплательщиком и налоговой инспекцией является декларация. Конечно, существуют иные методы налогового контроля, позволяющие заглянуть в «замкнутый» мир фирм и предпринимателей. Например, информация об операциях по расчётным счетам, о проблемах доступа к которым мы рассказывали в прошлых статьях. Но всё же стандартный вариант взаимоотношений построен на декларировании.
В связи с этим большинство проблем связано именно с ошибками в поданных декларациях. Финансовые последствия в таких случаях зависят от того, какая из сторон первая выявила ошибку.
В этом смысле буквально срабатывает высказывание о том, что информация стоит денег, так как Налоговым кодексом предусмотрено освобождение от штрафных санкций в случае самостоятельного выявления и исправления допущенной ошибки в ранее поданных декларациях, что реализуется посредством представления уточнённой декларации.
Пунктами 3 и 4 статьи 81 НК РФ установлено, что если уточнённая налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточнённая декларация была представлена до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период.
Если уточнённая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточнённой декларации до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки, при условии, что до представления уточнённой налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Таким образом, «часом икс», определяющим момент первенства обнаружения ошибки, является, во-первых, выявление ошибки по результатам камеральной проверки и получение этого решения налогоплательщиком, так как он должен об этом узнать, а во-вторых — вынесение решения о назначении выездной налоговой проверки.
Общий алгоритм таков: уплачиваешь недостающую сумму налога, сумму причитающихся пеней, представляешь уточнённую декларацию и тем самым избегаешь штрафных санкций.
Если не учитывать эмоциональные составляющие, которыми обычно сопровождается обнаружение ошибки, то для финансовой оценки последствий остаётся лишь сумма пеней. С одной стороны, пеня побуждает налогоплательщика не тянуть с оплатой налога, с другой — компенсируют ущерб, понесённый государством в результате несвоевременного получения налога.
Пени рассчитываются за каждый календарный день просрочки уплаты налога и определяются в процентах от недоимки. Отсчёт суммы пени начинается со дня, следующего за установленным днём уплаты налога, и оканчивается днём его фактической уплаты. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Например, в настоящее время ставка рефинансирования составляет 11% годовых. Таким образом, ставка пени, уплачиваемая за каждый календарный день неуплаты налога, при определённом округлении составляет 0,0367% в день. Если выполнить пересчёт ставки пеней в размер годового процента, то при продолжительности года в 365 дней выходит 13,4% годовых. Вполне «конкурентоспособный» результат в сравнении с процентными ставками по коммерческим кредитам.
Однако всегда необходимо учитывать обратную связь с налоговой инспекцией, ведь приведённые выше условия освобождения от штрафов, сводящиеся к компенсации в виде пеней, срабатывают лишь покуда налоговая инспекция находится в благом неведении.
В противном случае вступают в силу условия статьи 122 НК РФ об ответственности за неполную уплату налога, и рассчитанный выше финансовый результат от потерь тяжелеет минимум на 20 процентов от недоплаченной суммы или 40 процентов при квалификации такого нарушения в качестве умышленного.
В заключение необходимо сделать одно уточнение, облегчающее «участь» налогоплательщиков. Нарушения, связанные с исчислением или уплатой авансовых платежей (их просрочка, неправильное определение суммы), не влекут за собой привлечение к ответственности в виде взыскания штрафов по статье 122 НК РФ.
Большинство налогов, исключая НДС и ЕНВД, предусматривают порядок уплаты, при котором в течение года уплачиваются авансовые платежи, а только по окончании года (или, в терминах Налогового кодекса, налогового периода) представляется декларация и уплачивается сам налог. Следовательно, в течение года налогоплательщики представляют расчёты по авансовым платежам, а не налоговые декларации, хотя в обиходе и те и другие зачастую называют декларациями.
Таким образом, в случае обнаружения ошибок в расчётах по авансовым платежам финансовые потери будут ограничены лишь суммой пеней, но о чём не надо никогда забывать, так это о существовании принудительного механизма взыскания авансовых платежей и пеней в виде выставления инкассового поручения и «блокировки» счетов.
|