В прошлой статье мы затронули проблему вовлечения банков в систему налогового контроля. С другой стороны, информация об операциях по счетам является банковской тайной, но отнюдь не за семью печатями.
Понятие банковской тайны заложено статьёй 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности», которая носит одноимённое название.
Основное положение, определяющее банковскую тайну, звучит следующим образом: «Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах её клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону».
По роду своей деятельности функционируют различные государственные органы, в сферу профессиональных интересов которых может попасть информация по операциям и счетам как юридических, так и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Отдельный законодательный пласт, регулирующий доступ к информации по счетам, определён Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём», а также полномочиями Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Однако если ограничить проблему банковской тайны сферой налоговых интересов, то в первую очередь необходимо отметить таких пользователей информации по счетам, как налоговые органы и органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Что касается налоговых органов, то Налоговым кодексом РФ определён перечень возможных случаев обращения к информации о счетах и операциях по ним.
Особенный интерес для налогоплательщиков представляют права налоговых органов, предусмотренные пунктом 2 статьи 86 НК РФ. Эта статья описывает обязанности банков, связанные с учётом налогоплательщиков, но что для одних обязанность, то для других право.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
При этом пункт 3 статьи 86 Налогового кодекса РФ гласит, что форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть самой Федеральной налоговой службой. Изданный ФНС приказ, касающийся регламента общения с банками по столь деликатному вопросу, содержит весьма интересную расшифровку мотивировочной части запроса налоговиков, ведь согласно приведённым выше нормам каждый запрос должен быть мотивирован.
Итак, в качестве возможного основания запроса выступают, во-первых, вынесение решения о взыскании налога (сбора, пени, штрафа), во-вторых — принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя) и в-третьих — проведение в отношении организации (индивидуального предпринимателя) мероприятий налогового контроля.
В качестве возможных примеров мероприятий налогового контроля приведены случаи проведения в отношении налогоплательщика выездной или камеральной налоговой проверки, истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, информации о конкретных сделках, а также запрос информации, причиной которого служит фактическое отсутствие налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах.
Вообще, понятие налогового контроля обширно, а как известно, тяга к неопределённости в умелых руках может раздвинуть возможности до сколь угодно удобных размеров. Таким образом, интерпретация понятия налогового контроля расширяет право налоговых инспекций запрашивать у банка информацию, указанную в пункте 2 статьи 86 НК РФ, независимо от того, проводят они налоговую проверку данного налогоплательщика или нет. Причём запрос может касаться и налогоплательщиков, состоящих на учёте в других инспекциях.
Чтобы оценить возможности законодательного права доступа к банковской информации, стоит напомнить, что все законодательные инициативы последних лет в сфере денежного обращения сводятся к вытеснению наличных расчётов из бизнеса. В результате любые расчётные операции между партнёрами в бизнесе должны осуществляться исключительно в безналичной денежной форме, то есть с использованием расчётных счетов. Такая ситуация автоматически приводит к тому, что в любое время и практически по любому поводу может быть обеспечен доступ к информации по расчётным счетам и, следовательно, ко всему списку контрагентов, включая и интенсивность расчётов с ними.
В этом смысле расчётный счёт представляет собой тот волшебный клубок, который способен привести к заданной цели. Например, если в качестве цели указаны фирмы, в отношении которых есть сомнения, скажем, в плане обоснованности вычетов по НДС, то, проверяя поставщиков и покупателей, можно, совершив своеобразное «путешествие» по расчётным счетам, установить весь круг задействованных в сделках фирм.
Поэтому, дабы в одночасье не стать верхушкой карточного домика, в котором изъятие даже одной карты нарушает равновесие, надо тщательно следить за чистотой собственных банковских расчётов.
|