Бухгалтерская контора «Профит»: ведение бухгалтерского учета
Свяжитесь с нами:
В Рязани:

тел.: (4912) 28-38-88, 28-40-04
эл. почта:
В Москве:

эл. почта:



Сила инертности

18 апреля ’08 РаспечататьРассылка анонсов

Постараемся все же разобраться, в каких случаях за налогоплательщиком сохранена обязанность по представлению документов при проведении камеральных проверок.

«Замучают камеральными проверками» — былая угроза и действенная мера воздействия на налогоплательщиков. Действительно до 2007 года, редакция статьи  88 НК РФ, посвященной камеральным проверкам, позволяла требовать документы практически в любом объеме. Например, проверка декларации по налогу на прибыль, могла сопровождаться истребованием всего массива документов, подтверждающих произведенные расходы, принятые в уменьшение налоговой базы. Вежливый отказ со стороны налогоплательщика был не уместен, так как блокировался предусмотренной Налоговым Кодексом РФ ответственностью, в том числе и за нарушение установленных сроков представления запрашиваемых документов.

Однако, эволюция Налогового Кодекса, с начала прошлого, 2007 года, радикально изменила устоявшуюся практику правоотношений при проведении камеральных проверок.

Эти изменения прошли тихо, к стати сказать, и для налогоплательщиков, и для налоговых инспекторов. Особенно красноречиво о постепенном проникновении нового порядка проведения камеральных проверок, свидетельствовали требования о представлении документов, одновременно перемежающиеся с просьбой об их представлении.

В одном требовании порой можно найти, например требование о предоставлении пояснений с декларативным «вам необходимо представить» такие-то и такие-то документы, с цитатами норм НК РФ о налоговой ответственности. Такие требования базировались если уже не на нормах статьи  88, то  на крепких убеждениях в том, что налоговая инспекция имеет право требовать все и вся.

Изменение статьи 88 с трудом проникало (к стати проникает и по ныне) в умы и налоговых инспекторов, и налогоплательщиков.

Для прояснения ситуации, прежде всего, стоит, напомнить сущность камеральных проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Таким образом, получается достаточно ясная картина. Во-первых, камеральной проверке подлежат налоговые декларации и документы, если такие документы в соответствии с настоящим НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Во-вторых, если выявлены ошибки и (или) противоречия, то от налогоплательщика вправе потребовать предоставить необходимые пояснения, именно пояснения, а не документы.

В свою очередь налогоплательщик в праве, но не обязан (здесь уместна большая жирная черта), дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

К тому же, пунктом 7 статьи 88 Кодекса установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено названной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Случаев, при которых за налоговыми инспекторами оставлено право требовать документы осталось совсем не много и их достаточно перечислить.

Во-первых, налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, тогда, когда налогоплательщик представляет налоговую декларацию по НДС с суммой налога к возмещению (подтверждение права на возмещение).

Во-вторых, при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность вычета НДС, в любых случаях, когда в декларации заявлены вычеты, даже и при представлении декларации с суммой налога к уплате (подтверждение правомерность налоговых вычетов).

В-третьих, при проведении камеральных проверок, подтверждающих право налогоплательщика на получение налоговых льгот.

В-четвертых, при проведении камеральных проверок по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Вот и все. Во всех других случаях требование налогового органа представить при камеральной проверке финансовые документы не соответствует Налоговому кодексу РФ.

Если Вы обнаружите требование о представлении документов в ходе проведения камеральной налоговой проверки, например, по единому налогу на вмененный доход, то любой запрашиваемый перечень, будь то книга кассира операциониста или ассортиментный перечень не соответствует нормам налогового законодательства. К стати именно с такими «требованиями» в последнее время приходится сталкиваться.

 В  этом случае бухгалтерская служба налогоплательщика вольна самостоятельно решать идти на встречу просьбам трудящихся налоговых органов или нет. Так или иначе, но какие требования не поступали бы в адрес налогоплательщика, можно дать единственно правильный совет — прежде чем на эти требования реагировать, всегда необходимо оценить их правомочность.

Все статьи:

Ведение
бухгалтерского учета
Дополнительные
бухгалтерские услуги
Консультационная
поддержка бухгалтерских
служб
Налоговое
представительство
Социальные
программы
© 2006—2013 СБК «Профит»
Создание сайта