Налоговая система неплохо ощущается в действии на практике, если речь идет о нагрузке на бизнес, в виде денежной суммы налогов, которую приходится изымать в бюджет. В теории понятие налоговой системы можно подчерпнуть из экономических словарей, примерно в следующем виде: «налоговая система — совокупность взаимосвязанных налогов и сборов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов».
Прежде всего, налоговую систему характеризует именно совокупность взимаемых налогов. Эта совокупность определенным образом классифицируется. В нашей стране в основу классификации положена компетенция органов государственной власти в установлении налогов по территориальному признаку (так называемая административная теория).
Проблема такой классификации заключена в делегировании тех или иных полномочий от «центра» до региональных и местных органов власти.
Исходя из этого, в Российской Федерации установлены следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами признаются налоги установленные Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены, опять же Налоговым Кодексом РФ (другой альтернативы нет), и одновременно законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях этих субъектов.
Местными налогами признаются налоги, которые все так же установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Теперь можно заняться перечислением самих налогов. Список хотя и внушителен, но все же исчерпаем. К федеральным налогам относятся, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
К региональным налогам относятся, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным налогам относятся, земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Пределы тех или иных полномочий региональных и местных органов власти по определению элементов налогообложения применительно к соответствующим налогам, четко регулируются Налоговым Кодексом.
Разграничение полномочий выглядит следующим образом. «На места» отдана возможность ввода и прекращения действия в пределах соответствующей территории — субъекта или муниципального образования региональных и местных налогов, а так же установление налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным и местным налогам и налогоплательщики определяются на федеральном уровне.
Такое распределение полномочий соответствует конституционному требованию об установлении налогов и сборов только в исключительно законодательном порядке и позволяет защищать интересы налогоплательщиков от возможного произвола со стороны представителей власти.
В то же время даже делегирование конкретного списка элементов налогообложения в регионы вплоть до муниципальных образований, если речь идет о местных налогах, делает «налоговую карту» нашей страны чрезвычайно пестрой.
В состав субъектов РФ, как правило, включено весомое количество муниципальных образований-районов. Если налогоплательщик- организация, владеет, например земельными участками в десяти районах области, то для исчисления местного земельного налога, придется вооружиться десятью правовыми актами и т.д. Такой уровень «феодальной» разобщенности, не смотря на единую федеральную концепцию для налогоплательщиков, чья деятельность выходит за рамки отдельного региона или района, создает значительную дополнительную работу по анализу многочисленных правовых актов местной власти.
Ситуация осложняется и тем, что квалификация органов представительной власти в вопросах налогообложения весьма различна и порой можно встретить неоднозначные произведения местной законодательной мысли.
Кроме перечисленных выше налогов, в налоговую систему включены так же специальные режимы налогообложения. Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым Кодексом. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся четыре системы, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Если первые две системы специфичны, то применение «упрощенки» и «вмененки» давно стало привычным и обыденным явлением. Однако применительно к проблеме распределения полномочий, необходимо заметить, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход «отдана на откуп» в муниципальные образования и буйство красок при определении корректирующих коэффициентов от одного муниципального образования к другому превышает всякое воображение.
В завершении этого краткого обзора необходимо обратить внимание еще и на следующее. Помимо налогов, образующих налоговую систему, организации и предприниматели, уплачивают ряд обязательных платежей, которые в силу своей неумолимости и подавляющей всеобщности и схожи с налогами.
Речь идет о страховых взносах на обязательное государственное пенсионное страхование и взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренных для работодателей. Эти платежи регулируются своими собственными законодательными актами, хотя и тесно взаимосвязанными с налоговым законодательством, не являются налогами и не включены в налоговую систему РФ.
|