Государственный контроль осуществляется государственными органами и должен быть направлен на контроль над соблюдением законов, нормативных актов, правомерным ведением финансово-хозяйственной деятельности, включая и уплату налогов. Говорить, что эти отношения беспристрастны и освещены высоким смыслом законодательных актов, не приходится. На практике многие отрасли законодательства построены таким образом, что целый ряд норм не выполним. Теоретически, требования исполнить возможно, но в жизни, цена таких свершений будет выходить за разумные рамки. Кроме того, масштаб бизнеса различен и что под силу корпорации, может создать серьезную проблему для малого бизнеса.
Умышленно или нет, но такие изъяны, создают плодородную почву для злоупотреблений. Механизм известен и прост, если закон позволяет требовать исполнения того, что в принципе не возможно, то взаимопонимания между сторонами, как правило, оценивается в ту или иную сумму.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», вводит следующее понятие государственного контроля. Государственный контроль (надзор) — проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами
Сужение трактовки государственного контроля до проверки требований, предъявляемых к товарам, работам и услугам, изначально ограничивает сферу действия указанного закона. Кроме того, в законе прямо сказано, что, например, налоговый контроль, не подпадает под его действия. Если перечислять государственные органы, то в числе «заинтересованных» в законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно назвать Инспекцию по труду (Роструд), Государственный пожарный надзор (ГПН) Федеральной противопожарной службы, Роспотребнадзор, Ростехрегулирование, Ростехнадзор, Росприроднадзор и т.д. Даже в этом приближении список представляется внушительным, особенно если сравнить возможности предпринимателя и монументальность не только специфичных нормативных актов, но и самого аппарата должностных лиц.
Если говорить о самих возможностях защиты, то, прежде всего, это ограничение по числу самих мероприятий или «визитов». Согласно п. 4 статьи 7, в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
В целях регистрации количества проведенных плановых мероприятий юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю (пункт 5 статьи 9). Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом контролирующего органа производится запись о проведенном самого мероприятия, дате и времени его проведения, о правовых основаниях, целях и предмете мероприятия о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица, осуществившего мероприятие, и ставится личная подпись.
Эта норма по существенному ограничению периодичности проверок, имеет собственное ограничение по применению. Во-первых, закон №134-ФЗ, распространяется только на проведение проверок выполнения обязательных требований, предъявляемых к товарам, работам и услугам. Проверки, например, по соблюдению организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства о применении контрольно-кассовой техники этот закон не затрагивает. Во-вторых, ограничение установлено исключительно для плановых мероприятий, тогда как предусмотрены и внеплановые мероприятия.
Внеплановые мероприятия по контролю органами государственного контроля (надзора) проводятся, например, при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Если у организации имеются доброжелатели, в качестве которых зачастую выступают бывшие сотрудники фирмы, не нашедшие взаимного понимания с администрацией своего работодателя, то своим заявлением, по сути могут, снять этот условный мораторий на доступ к предпринимателю.
Такую же инициативу могут проявить и сами контролирующие органы. Недавно, на ряде сайтов, специализирующих на проблемах учета и налогообложения, появилась ссылка на письмо Роструда от 14.01.08 №54-ТЗ в адрес Федеральной службы государственной статистики с инициативой подготовки сведений о состоянии задолженности по оплате труда в малых компаниях. Если эти данные будут свидетельствовать о возможных нарушениях, то трудовые инспекторы получат основание для проведения внеплановых проверок, так как нагрянуть «просто так» не позволяет именно Федеральный закон от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В случае удачи, этот предлог, поможет преодолеть и «вето» на трехгодичное ограничение по проведению проверок для малых предприятий. Закон №134-ФЗ содержит еще много норм, знание которых было бы полезно во всех отношениях, но к сожалению, формат данной статьи не позволяет о них рассказать. Тем не менее, очень показателен тот факт, что закон, призванный защитить в основном малое предпринимательство, по крайней мере в части ограничения числа проверок, сам похож на соломенный домик, грозящий разлететься от первого ветерка.
|