Бухгалтерская контора «Профит»: ведение бухгалтерского учета
Свяжитесь с нами:
В Рязани:

тел.: (4912) 28-38-88, 28-40-04
эл. почта:
В Москве:

эл. почта:



Пределы разумного

2 декабря ’07 РаспечататьРассылка анонсов

В прошлой статье мы затронули тему приостановления операций по счетам налогоплательщиков, применяемой в качестве гарантий исполнения требований по уплате недоимки, пени, штрафов. Этот случай является наиболее распространенным, ведь решение о приостановке расходных операций принимается вослед неисполненным требованиям об уплате недоимки, пени или штрафа. Если недоимка (пени, штрафы) не оплачены, то на расчетный счет выставляется инкассовое поручение с одновременной блокировкой на неуплаченную сумму расходных операций.

Как не бывает дыма без огня, так и в случаях взыскания недоимки, пени, штрафа, не бывает решения приостановления расходных операций по счетам без  выставления инкассовых поручений. Поэтому возможны два варианта. Вариант первый, на расчетном счете было достаточно денежных средств и инкассовое поручение на списание средств в бюджет  исполняется банком в полном объеме. Вариант второй, средств не хватает, инкассовые поручения исполняются частично либо «зависают» на расчетном счете.

В соответствии с пунктом 8 статьи 76 Налогового Кодекса РФ «приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога»

Эта норма подтверждает наличие причинно- следственной связи  между действием (взысканием недоимки по налогу) и его обеспечением (приостановление расходных операций по счетам).

Банк может разблокировать счет только на основании полученного от налогового органа решения об отмене приостановления операций по счету, поэтому, чем быстрее это решение попадет в банк, тем быстрее будут разблокированы счета.

Однако, не все так просто и  передача решения в банк представляет собой определенную процедуру. Согласно пункту 4 все той же статьи 76, решение об отмене приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде.

 Приказом Федеральной налоговой службы установлен регламент передачи электронных сообщений, в котором предусмотрено, что при невозможности электронного направления решение об отмене приостановления операций по счетам в банке, направляются в соответствующий банк на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручаются налоговым органом под расписку представителю банка.

Нетрудно предположить, что надеяться на то, что работники налоговых инспекций самолично примутся обходить банки и вручать решения об отмене приостановления операций по счетам, весьма самонадеянно.

Работа почты «и опасно и трудна», кроме того, может отнять значительное время. Таким образом, получается, что если представитель налогоплательщика сможет получить оригинал решения на руки и самостоятельно передать его в банк, то это будет самым быстрым способом решения проблемы.

Если учесть, что приостановление расходных операций по счетам является обеспечительной мерой, то в случае исполнения инкассовых поручений в полном объеме, отмена решения о блокировке должна происходить автоматически. Казалось бы, при исполнении инкассовых поручений, факт погашения недоимки, как говориться «на лицо» и налоговая инспекция должна самостоятельно приступить к действиям по направлению решений об отмене приостановления расходных операций по счетам.

Однако этого не происходит, так как дорога накатана только в одном направлении, обратный путь во власти стараний самого налогоплательщика. Так же этого может не произойти и по формальной причине. Например, инкассовые поручения могут быть выставлены на чуть меньшую сумму, чем недоимка, например на одну копейку. Что бы погасить возникшую недоимку и представить соответствующие документы в налоговую инспекцию, надо как минимум иметь на руках сами требования и разобраться с состоянием самой недоимкой. Ситуация осложняется и тем, что самих  требований на руках налогоплательщика, как правило нет, и о них организации и предприниматели узнают уже в момент блокировки счетов. Эта проблема связана, как мы уже писали в прошлой статье, с отсутствием нормального почтового адреса у многих налогоплательщиков.

Есть и еще одно препятствие, затягивающие «разморозку» банковских счетов. Решение об отмене  приостановления операций по счетам принимается  не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога. Согласно этой норме если налогоплательщик представит в налоговый орган документы, заверенные банком, свидетельствующие о взыскание налога, пени, штрафа, например, банковские выписки и платежные поручения, то не позднее следующего рабочего дня должно быть принято решение об отмене блокировки.

Однако, при предоставлении даже оригиналов платежных документов на уплату налога пени, штрафов, а так же банковских выписок, должностные лица налоговых инспекций, отказываются принимать решение, ссылаясь на то, что такое решение может быть принято после отражения в лицевом счете налогоплательщика уплаченных сумм.

Это означает, что налоговая инспекция будет дожидаться отражения факта погашения все той же недоимки в своей информационной системе.

Таким образом, налогоплательщик становится «заложником» особенностей программного обеспечения, установленного в налоговой инспекции и даже после представления всех установленных налоговым законодательством документов, на разблокировку счета может уйти три-четыре рабочих дня.

Вариации на тему блокировки счетов могут проходить до бесконечности и связаны с «вдохновением» работников налоговой инспекции, а точнее с окрепшей властной структурой, при которых любое возражение налогоплательщика парируется тем, что налогоплательщик «сам виноват» или «всегда виноват» и вообще «налоги надо платить, тогда и проблем не будет.

Общение с налоговыми инспекциями начинает напоминать игру «в одни ворота» когда властной структуре дозволено все, а вот налогоплательщику практически ничего, а рассвет «презумпции виновности» налогоплательщиков способен заморозить не только средства на счетах, но и любые бизнес начинания.
Все статьи:

Ведение
бухгалтерского учета
Дополнительные
бухгалтерские услуги
Консультационная
поддержка бухгалтерских
служб
Налоговое
представительство
Социальные
программы
© 2006—2013 СБК «Профит»
Создание сайта