Оснований для приостановления операций по счетам всего два. Первое — обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, второе- непредставление организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Непредставление отчетности — это особый случай, к счастью не столь частый, а вот с недоимкой приходится сталкиваться практически постоянно.
Если по итогам налоговой проверки или других мероприятий налогового контроля выявлена недоимка по налогам, начислены пени или штрафы, то налогоплательщику направляется требование на уплату задолженности. В случае не исполнения (не оплаты) этого требования в срок, указанный в таком требовании, налоговая инспекция принимает решение о взыскании недоимки, пени или штрафа за счет денежных средств налогоплательщика. Недоимка, пенни, штраф взыскиваются путем выставления инкассовых поручений.
Что бы обеспечить исполнение инкассовых поручений, на основании пунктов 8-9 статьи 46 НК РФ налоговая инспекция может приостановить расходные операции по счетам налогоплательщика.
Так как налоговая инспекция располагает информацией обо всех расчетных счетах организации или предпринимателя, то решение о приостановлении операций по счетам направляется во все банки, в которых открыты счета, тогда как сами инкассовые поручения направляются в один банк по выбору налогового органа.
Блокировка операций по счетам это обеспечительная мера и должна гарантировать взыскание недоимки, пени или штрафа, в размере указанном в неисполненном требовании на их уплату.
Следовательно, прекращаются расходные операции не на всю сумму имеющихся денежных средств на счетах, а только в пределах суммы указанной в решении. Столь очевидная норма нашла свое применение только с этого года, поэтому если не исполнено требование, например по неуплате пени в размере 6 тыс. руб., то своеобразный неснижаемый остаток по расчетному счету составит именно 6 тыс. рублей, а все денежные средства, превышающие эту сумму, остаются в распоряжении налогоплательщика.
В решении о приостановлении операций по счетам обязательно должны быть указаны реквизиты (номер и дата) требования об уплате налога, пени, штрафа и решения об их взыскании за счет денежных средств. Это основание технически обеспечивает норму о приостановлении расходных операций только в части недоимки «заявленной» к взысканию.
Принципиальным моментом процедуры блокировки счета является то, что решение о приостановлении операций может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Последовательность такова: сначала требование об уплате недоимки, пени, штрафа, а затем, в случае неисполнения этого требования, процедура принудительного взыскания (инкассовое поручение) и обеспечительная мера в виде приостановлении операций по счетам.
Такая законодательная норма призвана дать налогоплательщику возможность «разобраться» с правомерностью требования, оплатить имеющуюся недоимку (пени, штрафы) либо выяснить причину появления неожиданной недоимки. Разрыв во времени между требованием и блокировкой счета должен позволить избежать крайней меры.
К сожалению, на практике, все не так благополучно. Во-первых, часто фактический адрес места нахождения налогоплательщика не совпадает с так называемым юридическим адресом, имеющимся в налоговой инспекции. По этому, отправленное требование об уплате налога (пени, штрафа) в принципе не может дойти до налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик узнает о проблеме в момент блокировки счета. Конечно, несовпадение фактического адреса и адреса, заявленного в учредительных документах, вина самого налогоплательщика, но реалии таковы, что порой практически невозможно соблюсти указанное совпадение. Кроме того, есть части города, которые почтовая служба в принципе отказывается обслуживать или обслуживает частично (недостаток финансирования, почтальонов и т.д.), например, так называемая «промзона».
Во-вторых, надо отметить и то, что даже в случае нормального адреса и своевременного почтового обслуживания, решение о приостановлении операций формально может датироваться днем позже, чем решение о взыскании задолженности. Такой порядок не оставляет временных шансов среагировать и пресечь процедуру блокировки.
В-третьих, зачастую недоимку предугадать очень сложно. Директор и бухгалтерская служба может прибывать в полной уверенности, что все платежи исполнены вовремя и по надлежащим реквизитам, но «человеческий фактор» помноженный на несовершенство программного обеспечения порой преподносит удивительные сюрпризы.
Бывают случаи, при которых на руках у налогоплательщика имеется «свежая» выписка, свидетельствующая о благополучном исполнении налоговых обязательств перед бюджетом, однако к удивлению приходит требование об уплате налогов. Такие ситуации схожи с фантастическим «восстанием машин», когда налогоплательщики оказываются в заложниках у программного обеспечения, установленного в налоговых инспекциях.
Особенно часто столь тонкие места проявляются в процедурах различных зачетов переплат, платежей и т.д., так как, заявления налогоплательщика не всегда в срок и корректно исполняются.
При формальном подходе со стороны налоговых инспекций и особенностей информационной системы, даже при имеющейся переплате по налогу, возможны выставление инкассовых поручений и блокировки счетов.
Во властных налоговых правоотношениях есть две стороны: налогоплательщики и государство в лице налоговых инспекций. В таких ситуациях, как выявление недоимки и процедур по ее взысканию требуются отличные коммуникации, способные гарантировать оперативное выяснение состояния расчетов с бюджетом. Однако, при очередном «богатом урожае» блокировки счетов, порой связаться по телефону не возможно, а в самих налоговых инспекциях выстраиваются очереди из бухгалтеров желающих разобраться с недоимкой и блокировкой счетов. Приостановление операций по счетам в банке — это начало, порой длительных действий, по их устранению, и безусловно стрессовая ситуация для налогоплательщика. О проблемах отмены блокировки счетов мы обязательно расскажем в следующей статье.
|