Работодатель, будь то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, производя выплаты физическим лицам, обязан с сумм, начисленных им в пользу физических лиц, исчислять и уплачивать определенную сумму налогов и взносов. Эта сумма, представляет собой то бремя, которое ложится на работодателя и в принципе не должно затрагивать работника. Если сумма налогового бремени перерастает тот предел, который, по мнению работодателя, является критичным, то создаются все предпосылки для ухода в «тень» и выплаты заработной платы в конвертах.
По этому, вопрос налогового бремени или налоговой нагрузки связанной с выплатой заработной платы является той болевой точкой, на которую в последнее время пытаются воздействовать различные зарплатные комиссии.
Самая большая налоговая нагрузка приходится на налогоплательщиков, применяющие общий режим налогообложения или, как еще его называют — «стандарт». Применительно к этим налогоплательщикам оценим величину налогового бремени.
Для работодателей, находящихся на общем режиме налогообложения в состав зарплатных налогов входит единый социальный налог — ЕСН.
Хотя ЕСН представляет один налог, он состоит из отдельных частей, отражающих его социальную природу.
Суммарная ставка ЕСН составляет 26%, и распределяется следующим образом: 20,0% в Федеральный бюджет, 2,9 % в Фонд социального страхования, 1,1% в Федеральный фонд и 2,0% в Территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Эти ставки «срабатывают» при налоговой базе работника до 280 тыс. рублей в год, так как в механизм исчисления ЕСН заложен регресс. При повышении уровня дохода реальная ставка ЕСН уменьшается. В этой статье мы не будем рассматривать мир больших чисел, а ограничимся нижним пределом.
Итак, если для предприятия или предпринимателя суммарный размер налоговых отчислений составляет 26%, то для бухгалтерской службы это означает, что налог надлежит уплачивать отдельными платежными поручениями по различным кодам бюджетной квалификации.
Кроме ЕСН с заработной платой связан еще один вид обязательных платежей, а именно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Эти взносы регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда не относятся к налоговым платежам, но контроль над уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Общий тариф таких обязательных платежей составляет 14% от фонда оплаты труда и для них тоже предусмотрен регресс, если заработная плата превышает 280 тыс. рублей в год.
Порядок уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование связан между собой определенным образом. Сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Это означает, что обязательные платежи в бюджет Пенсионного фонда представляют собой своеобразный налоговый вычет, уменьшающий платеж федеральной части ЕСН. Таким образом, суммарная налоговая нагрузка работодателей по налогу ЕСН и пенсионным платежам (отток денежных средств) укладываются в те самые 26% единого социального налога.
Существует и еще один вид платежей — взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве. Эти платежи, подобно пенсионным, не являются налоговыми и регулируются Федеральным Законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Величина таких взносов зависит от вида экономической деятельности или, в терминах этого закона, класса профессионального риска и варьируется в широких приделах от 0,2 % (для оптовой и розничной торговли) до 8,5% (для добычи каменного угля).
Таким образом, если не задействованы жесткие условия страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, то общая налоговая нагрузка работодателя по выплате заработной платы составляет 26,2% от фонда оплаты труда.
Эта величина определяется прямым путем, т.е. совокупностью всех налогов и платежей, базой для начисления которых являются выплаты, производимые в пользу физических лиц. Законодательство содержит достаточно много условий, при которых производимые выплаты не будут включаться в налогооблагаемую базу, но, все же, это исключения и на расстановку сил не оказывают существенного влияния (если, конечно, налогоплательщик к ним специально не прибегает в стремлении снизить налоги).
Однако, расчет налоговой нагрузки не ограничивается только суммой ЕСН, страховых взносов на пенсионное страхования и на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Как бы это не казалось странным, повышая заработную плату, налогоплательщик одновременно увеличивает свои обязательства по НДС. Объяснение этому заложено в самой расшифровке — НДС, ведь НДС, это налог на добавленную стоимость. Именно добавленная стоимость служит источником по выплате заработной платы и оплате зарплатных налогов. Если предприятие не убыточно, то получаемая выручка должна «покрыть» не только материальные расходы, включающие в себя входной НДС, принимаемый к вычету, но и расходы, не содержащие в своей структуре входного НДС, такие как, например заработная плата и налоги с нее. Таким образом «дельта» добавленной стоимости, не прикрытая входным НДС, является базой для начисления этого налога.
Например, если предприятие сработало «в ноль», и фонд оплаты труда составил 10 тыс. рублей, то это предприятие (или предприниматель) заплатит, без учета страхования от несчастных случаев, 2,6 тыс. рублей ЕСН и страховых взносов в Пенсионный Фонд, а так же НДС в размере, примерно 2,3 тыс. рублей (сумма заработной платы и налогов помноженная на ставку НДС в 18%).
Получается, что с каждой тысячи заработной платы, работодатель должен заплатить «с верху» примерно 487 рублей, или 48, 7%.
Вот такая получается реальная величина налоговой нагрузки, связанная с выплатой заработной платы.
|