Берегом, от которого необходимо отталкиваться в вопросах оплаты труда, является Трудовой Кодекс. Максимальный размер заработной платы не органичен, а минимально возможный призван обеспечить Трудовой Кодекс. Читаем статью 133 ТК РФ: «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения».
Размер МРОТ установлен Федеральным законом от 20.04. 2007 года № 54-ФЗ.
С 1 сентября 2007 года сумма минимального размера оплаты труда (МРОТ) в месяц будет составлять 2300 рублей.
Статья 133 ТК РФ содержит декларативную норму, согласно которой зафиксированный МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Прожиточный минимум трудоспособного населения в последний раз был определен в IV квартале 2004 г. и в целом по России для трудоспособного населения составлял 2690 руб. Начиная с I квартала 2005 г. эта величина не определялась.
Таким образом, даже новый, федеральный МРОТ, лишь вплотную подобрался к прожиточному минимуму, но не более того. Как же быть с видимым противоречием? Оказывается, оно разрешается вполне непринужденно, а именно ст. 421 ТК РФ содержит оговорку, согласно которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового Кодекса, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.
Никакого федерального закона с разработанным механизмом нет, а на нет и суда нет, следовательно, в распоряжении работодателей и работников находится именно МРОТ.
Следует сказать, что получить заработную плату не ниже МРОТ работник сможет, если месячная норма сотрудником отработана полностью. Поэтому возможны ситуации, когда реальная зарплата работника окажется меньше установленного минимума, но только, если соответствующая норма рабочего времени была им не выполнена.
О такой возможности говорит поправка, введенная в Трудовой Кодекс Законом №54-ФЗ, которая ставит точку в спорах о том, может ли работник «на треть ставки» получать, соответственно, треть МРОТ.
Федеральный закон №54-ФЗ, которым введен МРОТ, устанавливает и прямой запрет на применение МРОТ для иных целей, кроме регулирования оплаты труда и определения величины пособий по временной нетрудоспособности.
На сентябрьском повышении размера МРОТ новшества не ограничиваются. Но самое значительное изменение заключено не в размере МРОТ, а в так называемом региональном размере минимальной заработной платы.
Суть нововведения изложена в дополнительной статье 131.1 ТК РФ, вступающей в силу 1 сентября 2007 года. Согласно этой статье, в любом субъекте Российской Федерации, региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться свой размер минимальной заработной платы.
Размер минимальной заработной платы устанавливается с учетом местных социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже федерального МРОТ.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается фирмами и предпринимателями за счет собственных средств.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном для коллективных переговоров.
Предложение о присоединении к региональному соглашению официально публикуется вместе с текстом соглашения.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Порядок присоединения к соглашению построен по принципу, кто не «за», тот против нас, так как, по сути, предусматривает процедуру принуждения работодателей.
Мнимая добровольность участия в соглашении заключена в том, что в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении работодатели, не желающие участвовать в соглашении, обязаны представить письменные мотивированные отказы в государственный орган, руководитель которого опубликовал предложение.
Скорей всего, большинство налогоплательщиков, не будут располагать соответствующими аргументами, позволяющими отстоять право самостоятельно устанавливать нижний порог оплаты труда.
Для особо упрямых работодателей, предусмотрен специальный контроль. Копии письменных отказов будут отправляться в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства.
Кроме того, предусмотрена возможность вызова таких работодателей для участия в специальных консультаций. Нетрудно предположить, что темой консультирования (с обязательной явкой), будут настойчивые советы изыскать возможность присоединиться к соглашению.
Стоит обратить внимание и на то, что за невыполнение регионального соглашения о минимальной заработной плате работодатель может быть оштрафован по ст. 5.31 КоАП РФ (от трех тысяч до пяти тысяч рублей).
Поле экспериментов, образованное новой статьей Трудового Кодекса, еще не изведано, но изощренность разработчиков достойна поразить воображение работодателя своей широтой.
Будут ли иметь практический резонанс новшества, говорить рано. Применение данной нормы может быть спущено на тормозах еще и из-за того, что МРОТ оказывает влияние и на работников бюджетной сферы, а это уже другой источник средств и, следовательно, совсем другая история. Вполне вероятно, что данная норма окажется всего лишь экзотикой, а путь влияния на налогоплательщиков будет по-прежнему, реализовываться через привычные зарплатные комиссии. Как говориться, поживем-увидим.
|