Проводимая реформа налогового законодательства направлена на разработку методов налогового контроля, способных обеспечить действенные результаты. При становлении налоговой системы, выездные налоговые проверки проводились по плановому принципу — отработал определенное время, два, три года, жди проверки. Эта установка, из-за её сплошного охвата способна работать при адекватной численности налоговых инспекторов. Однако, налогоплательщиков в нашей стране все же больше чем налоговых инспекторов и возможность проверить всех становиться не реальной. Кроме того, любая проверка это трата бюджетных денег, а расходование денежных средств должно сопровождаться налоговыми доначислениями по ее итогам. Именно такое понятие эффективности мер налогового контроля, в конце концов, привело к появлению концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
Свое материальное воплощение указанная концепция нашла в Приказе Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 года №ММ-3-06/333. В самом тексте приказа содержится указание на организацию работы по ознакомлению налогоплательщиков с положениями концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
Сущность новых правил взаимоотношений с налогоплательщиками, отныне основана на открытом процессе отбора возможных кандидатов на проверку по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.
С одной стороны налоговая инспекция материализует бывшие до этого слухи и недомолвки о том, когда и за что визит «гостей» неизбежен, в стройную систему критериев, которые единой гребенкой способны прочесать всех налогоплательщиков и выявить нарушителей.
С другой стороны, каждому предлагается примерить эти критерии на себя и оценить возможность их избежания.
Таким образом, алгоритм отбора налогоплательщиков для налоговых проверок становится взаимосвязан с действиями самих налогоплательщиков. Как только показатели деятельности фирмы или предпринимателя подпадают под определенные критерии, то этот налогоплательщик автоматически переходит в «зону риска» совершения налоговых правонарушений и следовательно становится «очередником» на налоговую проверку.
Преимущества такого подхода в плане его эффективности очевидны. Внедрение в жизнь известного лозунга о том, что совесть лучший контролер, непременно должно дать богатые всходы. Тем более, если понятие совести, применительно к налогоплательщикам конвертировать в налоговую дисциплину, обеспечивающую относительно спокойное существование в обмен на прозрачность деятельности и налоговые платежи в гарантированном для государства размере.
Структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок основана на анализе информации, получаемой налоговой инспекцией из различных источников.
Свод критериев, в том числе и с примерами числовых показателей подготовлен и доступен каждому.
Официальное название документа звучит следующим образом: «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.2007»
Прокомментируем некоторые из этих критериев.
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Налоговая нагрузка в процентном отношении приведена в приложении к Общедоступным критериям по 36 видам экономической деятельности.
Например, для оптовой и розничной торговли она составляет 3,8%. Интересен и тот факт, что для образования налоговая нагрузка составляет 42,6 %, что немногим меньше, чем в сфере добычи топливно — энергетических полезных ископаемых — 49,4% , так, что российским педагогам есть чем гордиться, впрочем, как и врачам — 37, 4%.
Подробной расшифровки алгоритм не содержит, но если предположить, что при расчете используется величина всех фактически уплаченных налогов, включая НДС, налог на прибыль, имущество, а так же все «зарплатные» налоги (исключая НДФЛ), а оборот (выручка) считается без НДС, то нагрузка для оптовиков будет следующая:
- при выручке (без НДС) в размере 1000 тыс. руб. за любой из периодов, сумма фактически уплаченных налогов должна составлять 38 тыс. руб.
- при выручке (без НДС) в размере 10 000 тыс. руб. за любой из периодов, сумма фактически уплаченных налогов должна составлять 380 тыс. руб.
Каждый бухгалтер может самостоятельно примерить на свою фирму, предлагаемую сумму отчислений, призванных «гарантировать» спокойную жизнь, кроме того, комментировать чужую широту души занятие не благодарное. Тем не менее, следует отметить, что при оптовой наценке, например в 10-15%, приведенные налоговые платежи мало совместимы с нормальной жизнью. При таких расчетах, воплощенный в жизнь визит проверяющих может стоить гораздо дешевле, чем законопослушный размер платежей.
Особенностью расчета так же является источник данных об обороте (выручке), в качестве которого заявлен Росстат.
Как известно, организации и индивидуальные предприниматели по запросам органов статистики должны представлять информацию о своей деятельности. Финансовая отчетность предприятия имеет статус открытой информации и не представляет коммерческой тайны.
В соответствии с п. 5.7. Положения о Федеральной службе государственной статистики (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №399), Служба государственной статистики вправе предоставлять данные финансовой отчетности организаций заинтересованным пользователям.
Федеральная налоговая служба, в данном случае, выступает таким заинтересованным пользователем, по-видимому, предполагая, что юридические лица и предприниматели представляют в службу статистики «более честные данные», чем заявляют в бухгалтерской и налоговой отчетности направленной в адрес налоговых инспекций.
2. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
Все познается в сравнении. Так при обороте (выручке) без НДС в размере 1000 тыс. руб., при ставке НДС –18%, сумма начисленного налога составит 180 тыс. руб.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет не должна «опускаться» ниже 11% от суммы начислений. В нашем примере зона риска проведения выездной проверки очерчена в размере 19, 8 тыс. руб.
Не трудно посчитать, что при обороте (выручке) без НДС в размере 10 000 тыс. руб., фактический денежный отток на уплату НДС для благонадежного налогоплательщика составит 198 тыс. руб. или чуть больше половины отведенного размера налоговой нагрузки.
Такая планка по уплате НДС выглядит, мягко говоря, несколько завышенной, но на вопрос уместен ли торг, общедоступные критерии ответа не дают.
3. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
В части налога на прибыль организаций:
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении к Общедоступным критериям.
Под рентабельностью проданных товаров, продукции, работ, услуг — понимается соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный — имеет место убыточность.
Под рентабельностью активов — понимается соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.
Так для оптовой торговли «безопасный» уровень рентабельности установлен в размере 14,1%.
Для 1000 тыс. рублей оборота (выручки) без НДС, прибыль от продаж, учитывая торговые издержки, должна составить (1000 *14, 1/114, 1) 123, 6 тыс. руб.
Если вспомнить рекомендуемую налоговую нагрузку в размере 38 тыс. руб., и нижний порог платежей по НДС в размере 19,8 тыс. руб., то на налог на прибыль и социальные налоги остается 18, 2 тыс. руб.
При предположении, что рентабельность продаж должна гарантировать адекватный налог на прибыль в размере 24%, что в нашем примере составит (123,6 тыс. руб.*24%) 29,7 тыс. руб., соотношение рекомендуемой рентабельности, налоговой нагрузки и нижнего порога платежей по НДС не взаимоувязаны.
Что касается роста активов, то, по-видимому, они попали в поле зрения налоговых служб, в качестве потенциальной возможности взыскать налог за счет этих самых активов, ведь, как известно, «на нет, и суда нет».
Кстати, при схожих значениях налоговой нагрузки в сфере образования и добычи топливно — энергетических полезных ископаемых, уровень рентабельности этих отраслей значительно отличается — 6,6% для образования против 41,8 для добычи.
4. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
В прошлом году успешно прошла компания по обелению «серых» зарплат. Согласительный характер инициативы заключался в предложение довести официальные заработные платы до некого прожиточного минимума, в размере от трех с половиной тысяч рублей в зависимости от региона.
Мероприятие имело успех в силу убедительности доводов голосов власти. Не останавливаясь на достигнутом, с начала года комиссии по повышению заработных плат возобновились, с тем исключением, что минимальный размер оплаты труда был сменен на статистический уровень зарплат по видам экономической деятельности.
Не обходятся и без казусов, когда реальные величины заработных плат, не дотягивают до уровня заявленного по данным статистики.
Так или иначе, но инициатива по повышению заработных плат, перекочевала в критерий налоговой надежности.
5. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).
Данный критерий призван «бросить тень», например, на всех «упрощенцев», обороты которых подбираются к заветному ограничению, после которого утрачивается право на применение УСН.
Такие налогоплательщики, по-видимому, подпадают под подозрение, как участники схем по минимизации налогов, с распределением налоговой нагрузки по «благоприятным» налоговым режимам.
Что касается условий по количеству приближений к максимальным величинам 2 и более раза в течение календарного года, то такие флюктуации, если даже и могут иметь место (остаточная стоимость основных средств или доля участия других организаций) вряд ли могут быть признаны разумными.
В части единого налога на вмененный доход.
Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
- площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
- площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;
- количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
- общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.
Данный критерий и вовсе лишен здравого смысла, так как любого владельца кафе или магазина с площадью под 150 кв. метров, переводит в разряд претендентов на «выезд на место», если только им, конечно, не вменяется в подозрение, мания скрытного расширения помещений.
6. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.
Если фирма убыточна, то автоматически не будут соблюдены требования рентабельности, т.е. одновременное присутствие этих двух критериев делает масло масленее.
Тем не менее, компания по работе с убыточными фирмами приобретает гигантский размах и похожа на праздничную отделку фасадов домов по приезде какого-нибудь важного гостя.
Во многих случаях налоговые инспекции интересуют убыточные компании с точки зрения ухудшения общих отчетных показателей работы по аналогии с количеством нерадивых двоечников в школах.
Частной инициативе в виде ведения бизнеса с убытком, по мнению налоговой службы, не место.
При таком централизованном подходе перекосы «на местах» неизбежны, когда всеми административно доступными методами вычищают тех, кто портит отчетность перед вышестоящими инстанциями.
К тому же, включение в план выездных налоговых проверок убыточных фирм, само по себе не может быть признано эффективным, так как, в большинстве случаев такие фирмы не располагают активами и взять с них нечего.
В завершение обзора критериев назначения выездных проверок, необходимо еще раз отметить, что одним из декларируемых результатов внедрения концепции должно стать максимальное уменьшение вероятности того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом.
Другими словами, мы имеем прямую материализацию известного призыва «заплати налоги и спи спокойно», с той разницей, что отныне устанавливается границы того зеленого коридора, по которому разрешено пройти, не обременив свое право на предпринимательскую деятельность налоговой проверкой. Опасениями реализации этого начинания, как всегда, могут быть только те самые критерии, которые так сузят границы «приличного» существования, что каждый налогоплательщик автоматически станет неблагонадежным, и тогда концепция так и останется очередным благим намерением
|