Любой отчётный период имеет свои последствия, в том числе и приглашение на комиссию по легализации объектов налогообложения.
Жара жарой, а служба службой, и многим налогоплательщикам начали приходить письма из налоговых инспекций: мол, в связи с заявленными в декларациях за такой-то период налоговыми вычетами более 90% (порог может разниться), вы приглашаетесь на заседание межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения. Учитывая статус отправителя таких приглашений, они имеют определённый резонанс в лагере получателя, так что информация о том, что они собой представляют, будет совсем не лишней.
Итак, начнём с правовой основы. Если вы откроете Налоговый Кодекс с целью найти какое-либо упоминание о комиссии по легализации объектов налогообложения, то поиски окажутся тщетными: такой персонаж в НК не упоминается. С другой стороны, есть вполне определённая правовая норма о том, что налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления. Эта норма подкреплена административной ответственностью в виде предупреждения или штрафа от двух до четырёх тысяч рублей.
Именно наличие законной возможности вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений и служит правовой основой подобного «диалога», особенно с учётом любви наших госорганов к всевозможным комиссиям, начиная года этак с 1917-го.
Теперь о самих комиссиях: в середине прошлого лета ФНС России издала письмо, которое так и называется «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Этот документ подробно расписывает механизмы работы подобных новообразований.
Основной целью комиссий, как следует из документа, является увеличение поступления налогов в бюджет путём побуждения налогоплательщиков. Критерии выбора налогоплательщиков, которых необходимо «побуждать», опять же подробно рассмотрены в этом письме.
Как известно, побуждение к действию — динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, но оставляющий ему возможность свободного выбора. Если нечто толкает нас, не оставляя свободного выбора, это уже принуждение. В качестве тонкой грани, разделяющей позитивную и негативную мотивации, со стороны налогоплательщика выступает право выбора алгоритма поведения в сложившейся ситуации, со стороны налоговых органов — возможный сценарий развития этой ситуации в виде выездных налоговых проверок и т.д.
Однако правила игры вполне понятны и, более того, — подробно описаны. Прежде всего, речь идёт о величине налоговой нагрузки, т.е. той минимальной цене невхождения в перечень лиц, отбираемых для беседы.
Самый востребованный круг потенциальных собеседников ФНС составляют те, кто применяет общую систему налогообложения, т.е. «носители» таких болезненных в плане вышеуказанной нагрузки налогов, как НДС и налог на прибыль.
Что касается НДС, то в группу риска попадают все, у кого за ряд налоговых периодов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме налога, исчисленного с налоговой базы, составило 89% и более. Например, если выручка без НДС составляет 1 миллион рублей, то НДС к уплате в бюджет при стандартной 18-процентной ставке должен быть чуть менее 20 тысяч рублей.
Что касается налога на прибыль, то рекомендуемый минимальный размер налоговой нагрузки разнится в зависимости от вида деятельности.
В сфере торговли под низкой на-грузкой по налогу на прибыль понимается та, что составляет менее одного процента. В нашем условном примере с миллионом рублей выручки минимальная сумма налога, свидетельствующая о начальном уровне «законопослушности», составит 10 тысяч рублей. В целом же минимальная совокупная налоговая нагрузка по НДС и налогу на прибыль, избавляющая от статуса «мало платящего», должна составлять порядка трёх процентов от оборота, что эквивалентно уровню рентабельности где-то в пять с небольшим процентов.
Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее трёх процентов. В нашем случае это будет 30 тысяч рублей, т.е. с миллиона надлежит генерировать к налогообложению порядка 150 тысяч чистой прибыли Общая же нагрузка на оборот от связки «НДС плюс налог на прибыль» составит порядка 5%, что в свою очередь эквивалентно уровню рентабельности почти 18%, если отталкиваться от затрат. Именно с этого порога можно надеяться не попасть в круг приглашённых для «душевной» беседы.
Подведём итог. В абсолютном выражении каждый миллион выручки от торговой деятельности (с точки зрения государства) должен стоить как минимум 20 тысяч рублей, от производства — 50 тысяч рублей. Много это или мало — вопрос дискуссионный. Так или иначе налогоплательщик имеет право, да и, в общем-то, должен, придерживаться реального финансового результата. Одна беда: если этот результат не вписывается в обозначенные выше пороги, то, возможно, придётся объясняться и защищать своё право на существование под светом налогового солнца.
И не забывайте: параметр уровня платежей — это только один из многочисленных критериев, по которым отбираются кандидаты на профилактику. Любые убытки — это позор предпринимателя, который нужно смывать многими и многими письмами, объяснениями-разъяснениями и т.д.
Движемся дальше: что делать, если вам всё же пришло приглашение на комиссию? Ответ содержится в уложении об этих самых комиссиях: приглашение перерастает в уведомление о вызове в том случае, если налогоплательщик не предоставит пояснения, в которых приведёт веские аргументы, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию. Т.е. целесообразность действий, переиначивая классиков ранней советской сатиры, более чем очевидна: «Пишите, Шура, пишите…»
Другими словами, свой бизнес надо защищать не только документами и прижиманием к груди томика Налогового Кодекса, а живительным словом конструктивного диалога — такое нынче время вербальных коммуникаций, которых никакой электронный документооборот не истребит. Кстати, на нашем сайте есть калькулятор для расчёта минимальной рекомендуемой налоговой нагрузки, позволяющий прикинуть её размер для любой выручки.
|