С точки зрения теории налогового права действующая система налогообложения, например, по таким налогам, как налог на прибыль или НДС, представляет не что иное как «взаимосвязанную систему налогообложения».
Сущность системы взаимосвязанного налогообложения поясним на примере. Какая либо организация, извлекая прибыль и тем самым, подпадая под уплату налога на прибыль, несет расходы, которые в свою очередь уменьшают полученную прибыль и, следовательно, сам налог. Огромная доля таких расходов представляет собой стоимость потребленных услуг, поставленных материалов и товаров сторонними организациями.
Естественно, что расходы, уменьшающие налог на прибыль одной организации, представляю собой выручку и прибыль для другой организации, поставщика услуг или материальных ценностей. Следовательно, уменьшение налога на прибыль в некой цепочке организаций, оказывающих взаимные услуги, обязательно связано с увеличение этого же налога, у другого участника отношений. Тот же самый порядок применим и для НДС, вычеты налогоплательщика представляют начисления другого налогоплательщика.
Если в целом рассматривать всю совокупность налогоплательщиков, то генерируемая ими прибыль или добавленная стоимость должна облагаться налогом, так как любые расходы, источником которых служат третьи лица, для них являются доходами.
Соблюдение своеобразного закона сохранения обязанности уплатить налог, каким либо участником хозяйственных правоотношений должен исполняться, однако на практике существуют «черные дыры» препятствующие налоговой справедливости. Ножницами, разрезающими цепочку взаимосвязанного налогообложения, является недобросовестность любого из участников.
Если налогоплательщик в целях уменьшения своих налоговых обязательств, прибегнет к услугам подставной фирмы или, как сейчас говорят, фирмы однодневки, то простое логическое умозаключение, приведет к тому, что возмещаемый НДС или уменьшение налога на прибыль будет являться прямым следствием неисполнение фирмой-однодневкой своих встречных обязательств по оплате налога.
В этом и состоит уязвимость такой системы. Справедливости ради необходимо сказать, что система незаконного ухода от уплаты налога с использованием заведомо недобросовестных фирм, не является исключительной национальной особенностью российской системы налогообложения.
По своей сути, как не трудно заметить, взаимосвязанное налогообложение представляет собой следствие коммерческого механизма «ты мне, я тебе». В аналитических статьях, посвященных проблемам налогообложения, приводятся примеры использования так называемых «карусельных схем» в Великобритании. Причем не многовековой опыт развитого капитализма, не демократические принципы, заложенные еще средневековыми хартиями, не мешают прибегать к махинациям с налогами.
Сущность схемы опять же основана на исчезновении трейдера-однодневки, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, при этом счета-фактуры, выписанные покупателю, позволяют получить право на возмещение уплаченного налога при экспорте.
Кроме того, проблемы с махинациями в сфере возмещения налогов носят интернациональный характер и применение «карусельных схем» широко распространилось и в странах континентальной части Европы.
Конечно, данные тенденции не могут являться достойным примером европеизации российских налогоплательщиков. Однако, они подтверждают изначальные трудности противостояния инстинкту каждого человека направленному на сохранение своей собственности и, следовательно, налогов, которые по своей сути не что иное, как властное право государства изъять часть такой собственности в виде налогов.
Любые незаконные схемы имеют свое законное обоснование, как не странно это не звучало. Махинации с возмещением налогов здесь не исключение. Именно нормы гражданского законодательства и являются основой для построения незаконных схем.
Нормами гражданского законодательства прописана возможность создания коммерческой организации в форме общества с ограниченной ответственностью. Использование данной формы по мимо простоты и удобства администрирования ограничивает ответственность учредителей по долгам общества. Учредители посредством создания юридического лица на основании действующего законодательства имеют возможность переложить ответственность за действия юридического лица на него самого. И фактически и юридически учредители не столько ограниченны, сколько полностью освобождены от ответственности за «содеянное» своего общества. Такая законодательная практика создает возможность использования различных «специальных» юридических лиц.
Наличие такой возможности, все же, нельзя рассматривать как изъян законодательства, так как гражданский кодекс не может преследовать роль защитного щита от налоговых правонарушений, а призван обеспечить юридические основы гражданских правоотношений.
В месте с этим, необходимо отметить, что все большую активность набирает судебная практика, при которой на учредителей фирм, которые не имеют ни каких признаков юридических лиц, кроме формальной регистрации в качестве такового, не распространяется защита ограничения ответственности.
В этой связи не лишним будет и вспомнить самые громкие судебные процессы в сфере налогообложения, при которых фиктивные подставные фирмы, не смогли защитить от уголовной ответственности лиц, кстати, даже не являвшихся их учредителями, а «всего лишь» фактически управлявшими ими.
Таким образом судебные решения начинают создавать прецеденты, того, что право на ограничение ответственности необходимо «заслужить», доказав реальность деятельности фирмы.
В заключение этой статьи, все таки, хотелось бы высказать мысль, что только изменение отношения в обществе к самой обязанности по уплате налогов может являться настоящим способом нормализации налоговых отношений между каждым гражданином и государством. Только в том случае, если каждый налогоплательщик будет ощущать вокруг себя действие уплачиваемых им налогов, в дорогах по которым он ездит, в детских поликлиниках и школах, только тогда возможно торжество налоговой справедливости а не «серых схем».
|