29.07.2006
Распечатано с сайта СБК Профит
https://buhgalter-ryazan.ru
Многие помнят девяностые года, когда услуги советского общепита постепенно превращались в ресторанный бизнес. Становление новых услуг питания по своей сути иллюстрировало становление частного бизнеса, как проявления личной предпринимательской инициативы. Весьма естественным и удобным выглядит и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя для владельца кафе, бара или ресторана. Ведь любое такое место по определению должно быть, частным и индивидуальным, и по этому, множество подобных заведений открывали индивидуальные предприниматели.
Тем не менее, «большая игра» по переделу рынка торговли алкогольными напитками затронула и ресторанный бизнес.
В связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального Закона от 22.11.1995 171-ФЗ (в ред. от 21.07.2005) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Далее Закон №171-ФЗ), с 1 июля 2006 года, все рестораны и кафе, в чей ассортимент услуг включена алкогольная продукция, должны функционировать как юридические лица и подлежат лицензированию по аналогии с предприятиями розничной торговли алкогольной продукцией.
Деятельность индивидуальных предпринимателей, владельцев кафе, ресторанов с ассортиментом услуг, включающим алкоголь, в прежнем «индивидуальном» статусе запрещена.
В настоящее время таким ресторанам и кафе, для возможности работы с ассортиментом услуг, в который включена алкогольная продукция, предлагается исполнить требования, предъявляемые к предприятиям розничной торговля, как по организационно- правовой форме, так и площади помещений.
Считаем, что требования Закона №171-ФЗ не распространяются на рестораны и кафе, оказывающие услуги общественного питания, в том числе с ассортиментом алкогольной продукции по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ (в ред. от 21.07.2005) определен исчерпывающий список видов деятельности, подлежащих лицензированию:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции.
Деятельность ресторанов и кафе является самостоятельным видом деятельности, код 55.30 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст), коды 122101, 122102 по Общероссийскому классификатору услуг населению (утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 №163).
Деятельность ресторанов и кафе не названа в перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом №171-ФЗ.
Вместе с тем Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 200) дано определение ресторана, как предприятия общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Рестораны и кафе, оказывая услуги по удовлетворении потребностей населения в питании и проведении досуга, по ГОСТ Р 50647-94, могут включать в свой ассортимент покупные изделия, в том числе и алкогольную продукцию.
Услуги по организации потребления алкогольной продукции, оказываемые ресторанами и кафе, являются услугами, оказываемыми потребителю по возмездному договору, о чем прямо сказано в пункте 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036.
Возмездное оказание услуг, к которым относятся услуги общественного питания, регулируются главой 39 “Возмездное оказание услуг” Гражданского Кодекса РФ, тогда как розничная торговля регулируется главой 30 “Купля-продажа” Гражданского кодекса.
Заказывая в ресторане или кафе алкогольную продукцию, посетитель не совершает розничную покупку алкоголя, а потребляет весь комплекс услуг связанный с обслуживанием, интерьером, музыкой и неповторимой атмосферой самого заведения.
Таким образом, услуги общественного питания, включая и ассортимент алкогольной продукции, не являются розничной торговлей.
На основании вышеизложенного, считаем, что вид деятельности — услуги общественного питания, включая и ассортимент алкогольной продукции, не подлежит лицензированию на основании Федерального закона от 22.11.1995 171-ФЗ (в ред. от 21.07.2005) “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”.
Данное утверждение нашло отражение и в налоговом законодательстве. Глава 26.3. регулирующая систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, четко разделяет розничную торговлю и услуги общественного питания.
Согласно налоговому законодательству к розничной торговле, как виду предпринимательской деятельности, не относится реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
По нашему мнению, регулирование оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, носящее общероссийский характер, по замыслу законодателя, вряд ли имело цель обязать все бары, кафе и рестораны поменять правовой статус и переорганизоваться в обязательном порядке в юридические лица. Разве ресторанный бизнес стал предметом национальной политики, наряду с оптовыми торговцами, производителями и розничными сетями, перекроившими “ландшафт” по всей стране?
Однако, как говорят “лес рубят — щепки летят”. Лицензирующие органы твердо стоят на позиции обязательного преобразования всех кафе, баров и ресторанов, в ассортименте услуг которых содержится алкогольная продукция в юридические лица, а это значит, что ресторанный бизнес ждут новые проблемы.