Путь товара

10.09.2012

Распечатано с сайта СБК Профит



Транспортные расходы — не только элемент себестоимости, но и весомый фактор подтверждения законности взаимоотношений с поставщиками, вот только требуют они документарного оформления

Сказочные герои из «Гарри Поттера» умели почти мгновенно перемещаться в пространстве, но в сказке не говориться о том, как документировать телепортацию груза, случись такая необходимость.

В нашей несказочной жизни путь товаров из точки А в точку В занимает куда больше времени и требует бумаг, подтверждающих операции — без них никуда. Они нужны, во-первых, для того, чтобы обосновать транспортные расходы, если таковые имели место, во-вторых, чтобы подтвердить реальность самой сделки по закупке, скажем, товаров, если возникли разногласия с налоговой инспекцией. Разногласия же могут возникнуть при встречной проверке поставщиков, т.е. в тех случаях, когда «на том конце провода» оказывается «серая» фирма. Кроме того, документы нужны для урегулирования договорной цепочки: грузоотправитель-перевозчик-грузополучатель.

Так как эта проблема по консистенции напоминает некую «кашу», позволим себе разложить её на ингредиенты. При всем многообразии способов доставки груза в реальной жизни используются четыре основных варианта взаимоотношений: покупатель привлекает стороннего перевозчика; покупатель перевозит товар собственным транспортом; транспортировку организует продавец, привлекая стороннего перевозчика; продавец осуществляет доставку товаров до покупателя собственным транспортом.

С каждым из этих вариантов можно и нужно сопоставить объём необходимых документов, и тогда в конце каждого туннеля на каждой магистрали обязательно появится свет. Что мы и сделаем, но для начала отметим, что независимо от способа перемещения грузов в пространстве товарная накладная, известная как ТОРГ-12, незыблема, а вот комплект документов по перевозке флюктуирует. 

Итак, вариант первый — стороннего перевозчика привлекает покупатель. Документальная суть вопроса в следующем. Ещё с 1971 года продолжают действовать Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённые Минавтотрансом РСФСР (как здесь не вспомнить бухгалтера из фильма «Белорусский вокзал» в исполнении Папанова, работающего по инструкциям 49-го года). По этим правилам основным документом для учета ТМЦ при их перевозках является товарно-транспортная накладная.

Вместе с тем летом прошлого года постановлением Правительства РФ утверждён новый документ — транспортная накладная. Таким образом, на отдельно взятой части суши в одно и то же время стали действовать два документа, испещрённые множеством полей, настойчиво требующих заполнения, и к тому же дублирующие друг друга. На поток писем с требованием разъяснений компетентные ведомства отмечали, что, мол, существование одного документа отнюдь не отрицает права на жизнь другого, и к тому же как бы взаимодополняющие.  Кто-то утверждал, что теперь надлежит оформлять сразу два документа, кто-то выбирал приоритет и т.д. Потихоньку страсти улеглись, и счастье к налогоплательщикам пришло со стороны Федеральной налоговой службы, которая чётко и ясно обозначила свою позицию, сопроводив её неизменным «доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков». В целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличия надлежащим образом оформленного одного документа: либо транспортной, либо товарно-транспортной накладной. Надеемся, что на этом полемика по этому вопросу закончена раз и навсегда.

Вариант второй — покупатель перевозит товар собственным транспортом. В этом случае для подтверждения затрат на транспортировку покупателю достаточно представить контролирующим органам (налоговой инспекции) путевой лист автомобиля. Такого мнения единодушно придерживаются и Минфин, и Минтранс. Естественно, что в такой ситуации наличие автомобилей на балансе или в аренде строго обязательно.

По третьему варианту транспортировку организует продавец, привлекая стороннего перевозчика. Эта ситуация аналогична первой, когда перевозчика нанимает покупатель, только договорные отношения зеркально возникают у продавца — соответственно «на той стороне» в обязательном порядке должны составлять либо товарно-транспортную, либо транспортную накладную.

Так как эти документы многосторонние и требуют отметок и отправителя, и перевозчика, и получателя груза, они составляются в нескольких экземплярах, чтобы никто не был обделён: каждой сестре по серьге. Если вы покупатель, у вас должен быть свой экземпляр документа, который хотя и не связан с транспортными расходами (у вас таковых нет), но подтверждает легальность доставки товара и может служить аргументом для подтверждения добросовестности отношений с поставщиком. Так что необходимо позаботиться о наличии и сохранности таких документов.

Наконец, четвёртый вариант, самый скупой по части документооборота — продавец осуществляет доставку товаров до покупателя собственным транспортом. Если мы являемся покупателями товаров, то никаких документов, подтверждающих его перевозку, не получим. Третья сторона — перевозчик — в цепочке отсутствует как класс, значит отпадает и необходимость составления транспортных или товарно-транспортных накладных. Тем не менее, в данном случае в договоре поставки должно быть предусмотрено это условие и то, что цена товара включает расходы на его доставку.

Всё вышеописанное — это легитимные варианты, но, к сожалению, если возникают проблемы с поставщиком в плане его налоговой прозрачности, то минимум документов — это минус, а не плюс. Если у налоговых органов возникнут претензии к поставщику, то при отсутствии документов, подтверждающих фактическое перемещение товаров, придётся ограничиваться «джентльменским набором» в виде счёта-фактуры и товарной накладной, а это при судебных разбирательствах ослабляет защиту покупателя.

Так что чем больше документов, подтверждающих пресловутое перемещение товаров из точки А в точку Б, тем в наши времена лучше.